Персоны

Михаил Друскин

1905–1991
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Михаил Друскин

Биография

Друскин Михаил Семенович – пианист, ученый, доктор искусствоведения.

Михаил Друскин, 14 июня 1936 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сегодня в музыкальном мире Михаил Семенович Друскин известен как автор многочисленных трудов по истории музыки, каждый из которых отмечен не только глубиной исследования, но и безупречным, ярким и образным языком. А в середине 1920-х годов он появился на концертных площадках Ленинграда как пианист, исполнявший чаще всего современную музыку.

В 1921 году Друскин поступает на математический факультет Петроградского университета, но вскоре бросает его. С 1922-го он уже студент курсов Института истории искусств и одновременно Петроградской консерватории. В институте Друскин посещает семинары Юрия Тынянова на факультете словесности и Бориса Асафьева на факультете музыки, в консерватории учится в фортепианном классе у Александра Винклера и Ольги Калантаровой.

Вскоре после окончания консерватории состоялся и его филармонический дебют – 22 апреля 1926 года Михаил Друскин сыграл премьеры сочинений Кшенека, Малипьеро и принял участие в исполнении «Байки про лису, кота, петуха да барана» Стравинского в Малом зале филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ. Это был концерт учрежденной в 1925 году при Филармонии Ассоциации современной музыки, членом которой был молодой музыкант.

Стравинский останется важнейшим для Друскина композитором – в 1974 году выйдет его монография «Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды», вызвавшая резкую реакцию обкомовских работников, но и сегодня остающаяся лучшей книгой о композиторе, написанной на русском языке.

В 1926 и 1927 годах в Малом зале прошли и два сольных концерта Михаила Друскина. «Совсем еще молодой пианист», который «представляет собой значительную фигуру на нашем музыкальном горизонте», как пишет о нем рецензент, играл пьесы Прокофьева, Стравинского, Пуленка. В программе его клавирабендов были также сонаты Скарлатти и пьесы Шуберта. А в одном из концертов Ассоциации современной музыки пианист исполнил сочинения ленинградцев Щербачева, Рязанова, Дешевова, Попова, Тюлина.

В апреле 1929 года Михаил Друскин впервые играет с Филармоническим оркестром в Большом зале. Их следующее совместное выступление состоится спустя три года: в 1930–1932 Друскин живет в Берлине, где занимается у Артура Шнабеля, читает лекции о современной советской музыке, пишет о новом искусстве.

Доклад Михаила Друскина о жизни и творчестве Л. ван Бетховена перед концертом 26 марта 1952 года, посвященным 125-летию со дня смерти композитора.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После возвращения в Ленинград и до 1935 года он неоднократно играет в Большом зале. С оркестром под управлением Николая Малько, Макса Шнейдермана, Фрица Штидри и немецких гастролеров Ганса Штейнберга, Якова Горенштейна, Густава Брехера исполняет концерты Бетховена (№ 4), Шумана, Моцарта (№ 26), Стравинского (впервые), Концертную музыку Хиндемита.

В последний раз пианист выступит с Заслуженным коллективом в эвакуации в Новосибирске – под управлением Курта Зандерлинга он будет солировать в Пятом Бранденбургском концерте Баха.

Бах – еще одна важнейшая тема в жизни музыканта. Вместе с братом, философом и математиком Яковом Друскиным (в 1942-м, после ареста Даниила Хармса, Яков Друскин из опечатанной квартиры поэта, с которым был дружен, вынесет его архивы и сохранит их), он начал готовить к изданию монографию о Бахе Альберта Швейцера. Она будет опубликована в 1965-м. В соавторстве с братом Друскин напишет и исследование «Пассионы И. С. Баха», а в 1982 году выйдет и его собственная монография – «Иоганн Себастьян Бах».

Оставив карьеру пианиста, Друскин продолжил тесное сотрудничество с Филармонией – как лектор, автор публикуемых издательством Филармонии брошюр к концертам, как сотрудник массово-методического отдела (1930-е – 1940-е годы).

М. С. Друскин и Е. А. Мравинский, вторая половина 1960-х годов.
© Фото ЛенТАСС, хранится в библиотеке Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Всю жизнь Михаил Семенович Друскин преподавал: сначала в Центральном музыкальном техникуме, а затем, с 1935-го и до конца жизни (с кратким перерывом, поскольку борьба с космополитизмом коснулась и его биографии), в консерватории. После себя он оставил большую музыковедческую школу. Ее представители, под руководством профессора Людмилы Ковнацкой, подготовили публикацию семитомного собрания трудов учителя.


Концерты

  • 22 апреля 1926

    Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии
    IV концерт

    В программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский

  • 3 декабря 1926

    Бетховенское фойе (с аннотацией на Друскина)

    Концерт (Klavierabend)
    Михаил Друскин

    Прокофьев. Соната № 4. «Мимолетности». Соната № 2. Стравинский. Серенада. «Les cinq doigts». «Piano rag music». Сюита из балета «Петрушка»

  • 29 марта 1927

    Бетховенское фойе (с двумя газетными рецензиями)

    Фортепианный вечер
    Михаил Друскин

    Шуберт. Вальсы. Экосез. Галоп. Менуэт. Лендлер. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. Соната до мажор. Риети. Сонатина до мажор. Скарлатти. Три сонаты. Пуленк. Соната для валторны, трубы и тромбона

  • 12 апреля 1927

    Бетховенское фойе (Бюллетень АСМ, в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    В программе: Стравинский, Рязанов, Тюлин, Дешевов, Попов, Щербачев, Кшенек, Равель, Х. Нин

  • 14 апреля 1929

    10-й концерт 5-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. Увертюра из оперы «Фиделио». Мясковский. Симфония № 9. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Стравинский. Сюита для малого оркестра № 1

  • 19 марта 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»

  • 27 декабря 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Яков Горенштейн (Германия)

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Концерт для фортепиано с оркестром № 26. Малер. Симфония № 5

  • 1 января 1933

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Ратхауз. Прелюдия для трубы и струнного оркестра. Фогель. Ritmica ostinata. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 26. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборный концерт

  • 6 февраля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Густав Брехер (Германия)

    Брамс. Симфония № 4. Яначек. Увертюра к опере «Из мертвого дома». Хиндемит. Концертная музыка для фортепиано, духовых и двух арф. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»

  • 17 января 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    II цикл. III лекция-концерт
    «Немецкие музыкальные романтики эпохи становления капитализма в Германии»

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Шуман. Увертюра «Манфред». Концерт для фортепиано с оркестром. Вебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок»

  • 20 января 1935

    4-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Вена)

    Шёнберг. Вариации для оркестра. Моцарт. Симфония № 40. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Шёнберг. Вариации для оркестра (повтор)

  • 11 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. III концерт-лекция
    «Танцевальная музыка эпохи империализма»

    В программе: негритянские песни, Фр. Делле, М. Шполян, К. Вейль, Дебюсси, Мийо, К. Плейель, Барток, Хенди

  • 11 мая 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. IV концерт-лекция
    «Европейский балет XVII и XIX века»

    В программе: Глюк, Моцарт, Бетховен, Делиб, Сен-Санс, Роже-Дюкас, Бизе

  • 28 мая 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. V концерт-лекция
    «Балет в России и СССР»

    Глинка. Танцы из оперы «Руслан и Людмила». Глазунов. «Весна», «Лето», «Осень» из балета «Времена года». Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик». Стравинский. Колыбельная из балета «Жар-птица». Асафьев. Сюита из балета «Бахчисарайский фонтан». Римский-Корсаков. Шествие из оперы-балета «Млада»

  • 13 марта 1943

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Гендель. Concerto grosso № 3. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 4. Бах. Бранденбургский концерт № 5. Пассакалия для органа (в обработке для оркестра)

  • 23 декабря 1945

    концерт 5-го абонемента (машинопись и рукопись)

    Внеплановый симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Лекция «Мировое значение русской музыкальной культуры». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Римский-Корсаков. Ария Марфы из оперы «Царская невеста». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

  • 18 июня 1950

    8-й концерт 4-го абонемента

    Бах

    Бах. Месса си минор

  • 20 июня 1950

    Бах

    Бах. Месса си минор

  • 2 марта 1952

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Илья Мусин

    Бетховен. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Симфония № 7

  • 26 марта 1952

    Симфонический концерт
    Бетховен (к 125-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Доклад «Жизнь и творчество Л. Бетховена». Бетховен. Симфония № 9



Другие материалы

Сергей Алперс

Сергей Алперс

Фортепиано 1896–1931
Николай Чесноков

Николай Чесноков

Тенор 1898–1962

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»