Персоны
Фелиция Фондаминская
Биография
Фондаминская Фелиция Исааковна – пианистка-ансамблистка, педагог.
Музыкальную школу, а затем и училище, Фелиция Фондаминская окончила в Нижнем Новгороде. Уже студенткой начала работать концертмейстером в вокальных и скрипичных классах. В Ленинградской консерватории в 1926 году она тоже появляется и как студентка Исайи Рензина, и как аккомпаниатор в классах певцов Николая Большакова и Гуальтьера Боссэ. Искусству камерного ансамбля в консерватории Фелиция Фондаминская училась у основательницы этой кафедры Елены Осиповны Брик. Позднее она и сама начнет здесь преподавать. Но до этого придется вернуться по распределению обратно в Нижний Новгород, где пианистка получит работу в Радиокомитете, будет выступать как солистка и, чаще, в ансамблях с певцами и инструменталистами.
В Ленинград Фондаминская вновь приезжает в 1934-м, сразу поступает в аспирантуру к знаменитому Леониду Николаеву. С того же 1934-го по 1939 год она числится и в Концертном бюро филармонии, но играет поначалу лишь на выездных площадках. В Большом зале пианистка появится лишь в 1938-м в концерте популярной тогда исполнительницы цыганских старинных романсов Изабеллы Юрьевой. Со следующего 1939 года Фелиция Исааковна получает консерваторский класс на кафедре ансамбля, который ведет на протяжении почти сорока лет – до 1978-го, в последние годы – в должности заведующей кафедры. Многочисленные ученики, вспоминая ее, подбирают только самые восторженные эпитеты – «фантастическая», «феноменальная», «легендарная», рассказывают о домашней, демократичной обстановке в классе профессора, приводят и афоризмы педагога: «У Бетховена мы в передней, а у Моцарта даже не вошли в переднюю»…
Впрочем, сама Фелиция Исааковна исполняла и Бетховена (с неизвестно откуда появлявшейся в хрупкой женщине мощью), и Моцарта, и Франка, и Рахманинова. Она выступала в ансамбле со скрипачами Борисом Сергеевым (он был мужем Фондаминской), в Малом зале имени Глинки играла с виолончелистами Алексеем Лазько и Анатолием Никитиным. С ним в 1960-е годы исполнила и записала все виолончельные сонаты Бетховена, а в 1970-е представила на камерной филармонической площадке несколько изысканных программ, в которые вошли опусы Онеггера, Пуленка, Мессиана и Веберна.
Цикл скрипичных сонат Бетховена пианистка сыграла в Малом зале за три вечера в 1970 году с Виктором Либерманом, концертмейстером ЗКР. С Либерманом 18 апреля 1978 года состоялось и последнее выступление Фондаминской в Филармонии. На сцене Малого зала, пусть и с запозданием, 29 марта 2010 года прошел концерт к столетию Фелиции Фондаминской.
О. Р.
Концерты
-
6 февраля 1937
5-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Камерный концерт
БетховенБетховен. Струнный квартет № 6. Песни. Соната для скрипки и фортепиано № 5 «Весенняя»
-
13 апреля 1938
Вечер старинных романсов
Изабелла ЮрьеваСтаринные цыганские романсы и таборные песни
-
6 апреля 1940
(рукопись)
Камерный концерт
Чайковский. Концертная фантазия на темы из оперы «Евгений Онегин». «Ната-вальс». Песня из оперы «Черевички». «Средь шумного бала». «Pimpinella». Ария и заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин». Ария из оперы «Орлеанская дева». «Он так меня любил». Дуэт из оперы «Черевички»
-
21 апреля 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии.
Вокальный вечер
Лидия ВырланЧайковский. Романсы. Камерные произведения
-
27 мая 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро филармонии
Концерт из камерных произведений П. И. Чайковского
В программе: Чайковский
-
8 марта 1947
(рукописная книга)
Праздничный концерт
В программе: Гоголь, Дунаевский, Фримль, Абрахам, Альбенис, Герасимов, Чайковский, Гречанинов, Рубинштейн, Булахов, Бизе, Дриго, Римский-Корсаков, Варламов, Погодин, Оффенбах, Легар
-
13 апреля 1947 (днем)
(машинопись, рукописная книга)
Закрытый концерт для Дворца пионеров
В программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов, Вердье, Непесли, Хадыр, Лядов, Цабель, Россини, Прицкер, Захаров