Персоны

Фелиция Фондаминская

1909–1978
Источник изображения: сайт Санкт-Петербургской консерватории
Фелиция Фондаминская

Биография

Фондаминская Фелиция Исааковна – пианистка-ансамблистка, педагог.

Музыкальную школу, а затем и училище, Фелиция Фондаминская окончила в Нижнем Новгороде. Уже студенткой начала работать концертмейстером в вокальных и скрипичных классах. В Ленинградской консерватории в 1926 году она тоже появляется и как студентка Исайи Рензина, и как аккомпаниатор в классах певцов Николая Большакова и Гуальтьера Боссэ. Искусству камерного ансамбля в консерватории Фелиция Фондаминская училась у основательницы этой кафедры Елены Осиповны Брик. Позднее она и сама начнет здесь преподавать. Но до этого придется вернуться по распределению обратно в Нижний Новгород, где пианистка получит работу в Радиокомитете, будет выступать как солистка и, чаще, в ансамблях с певцами и инструменталистами.

В Ленинград Фондаминская вновь приезжает в 1934-м, сразу поступает в аспирантуру к знаменитому Леониду Николаеву. С того же 1934-го по 1939 год она числится и в Концертном бюро филармонии, но играет поначалу лишь на выездных площадках. В Большом зале пианистка появится лишь в 1938-м в концерте популярной тогда исполнительницы цыганских старинных романсов Изабеллы Юрьевой. Со следующего 1939 года Фелиция Исааковна получает консерваторский класс на кафедре ансамбля, который ведет на протяжении почти сорока лет – до 1978-го, в последние годы – в должности заведующей кафедры. Многочисленные ученики, вспоминая ее, подбирают только самые восторженные эпитеты – «фантастическая», «феноменальная», «легендарная», рассказывают о домашней, демократичной обстановке в классе профессора, приводят и афоризмы педагога: «У Бетховена мы в передней, а у Моцарта даже не вошли в переднюю»…

Впрочем, сама Фелиция Исааковна исполняла и Бетховена (с неизвестно откуда появлявшейся в хрупкой женщине мощью), и Моцарта, и Франка, и Рахманинова. Она выступала в ансамбле со скрипачами Борисом Сергеевым (он был мужем Фондаминской), в Малом зале имени Глинки играла с виолончелистами Алексеем Лазько и Анатолием Никитиным. С ним в 1960-е годы исполнила и записала все виолончельные сонаты Бетховена, а в 1970-е представила на камерной филармонической площадке несколько изысканных программ, в которые вошли опусы Онеггера, Пуленка, Мессиана и Веберна.

Цикл скрипичных сонат Бетховена пианистка сыграла в Малом зале за три вечера в 1970 году с Виктором Либерманом, концертмейстером ЗКР. С Либерманом 18 апреля 1978 года состоялось и последнее выступление Фондаминской в Филармонии. На сцене Малого зала, пусть и с запозданием, 29 марта 2010 года прошел концерт к столетию Фелиции Фондаминской.

О. Р.


Концерты




Другие материалы

Моисей Феркельман

Моисей Феркельман

Фортепиано 1908–1977
Борис Хайкин

Борис Хайкин

Дирижер 1904–1978

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»