Персоны
Аркадий Обрант

Биография
Обрант Аркадий Ефимович – балетмейстер, руководитель Молодежного фронтового танцевального ансамбля.
С детьми Аркадий Обрант начал работать еще в довоенные годы. В 1934-м, окончив факультет художественно-пластического движения в Институте имени Лесгафта, он преподавал пластику в Доме художественного воспитания, а параллельно посещал балетмейстерские курсы Федора Лопухова при Ленинградском хореографическом училище. В 1937-м Исаак Дунаевский открыл в Ленинградском Дворце пионеров танцевальную студию и пригласил Обранта хореографом.
Весной 1941-го кружковцы уйдут на каникулы. Летом начнется война, и мало кто из участников довоенного коллектива предполагал, что когда-либо они снова соберутся вместе. Сам Обрант с первых дней войны попал в действующую армию. В начале 1942-го он был серьезно ранен. На фронт он снова попадет уже не солдатом, а руководителем уникального коллектива – детско-юношеского ансамбля, который будет выступать буквально под пулями у неприятеля. Это было невероятным риском, но одновременно и спасением для подростков-танцоров.
По воспоминаниям одного из участников ансамбля, все началось с того, что, выйдя из госпиталя, Обрант встретил на пустынной улице блокадного города одну из своих бывших воспитанниц. Она еле держалась на ногах. Детская карточка – карточка иждивенца, почти не давала шансов пережить ужасы первого блокадного года. Обрант отправился в политотдел 55-й армии и добился возобновления работы танцевального кружка, но уже как фронтовой бригады.
Выживших детей собирали по квартирам и детским домам. Некоторых пришлось вести под руки, Валентина Клеймана везли на куске фанеры. Первое их выступление вызвало больше слез, чем аплодисментов, – изможденные дети не могли встать из присядки. Подростков отправили в больницу, выдали усиленный паек, а затем переселили в детский дом в Рыбацком – так было проще собирать их на репетиции и выезды на фронт.
За время войны Ансамбль Обранта дал 3000 концертов. Аркадий Ефимович возобновлял с ребятами старый репертуар, ставил новые танцы: «Красноармейскую пляску», знаменитую «Тачанку», ставшую символом ансамбля.
К концу войны Ансамбль Обранта значительно увеличился. Но в Большом зале филармонии несколько раз выступил основной костяк танцоров – с них начиналась фронтовая история Ансамбля: Вера Мефодьева, Нелли Раудсепп, Валентина Сулейкина, Вера Штейн, Мирза Аваков, Владимир Иванов, Валентин Клейман, Геннадий Кореневский, Феликс Морель. В феврале 1943-го и в апреле 1944-го Ансамбль принял участие в нескольких сборных концертах. А 23 мая 1943 года на сцене Филармонии прошел Творческий вечер «Танцевального ансамбля воспитанников Агитвзвода под руководством балетмейстера А. Е. Обранта» – так официально назывался коллектив.
Этот концерт вспоминал Алянский в книге «Театр в квадрате обстрела»:
«Когда-то, перед войной, воспитанники Дворца пионеров выступали в этом зале совсем еще малышами. Теперь они выросли, возмужали и стали настоящим профессиональным коллективом. И все-таки они волновались:
‘’На сцену Филармонии могли попадать только видные мастера… Наша задача трудная и ответственная. Мы – не Преображенская, которую все знают. А для нас этот концерт – большая проверка работы ансамбля…’’
Посмотреть обрантовцев пришли ленинградские артисты, музыканты, писатели. Пришла и Преображенская. В Большом зале Филармонии состоялась одна из тех встреч разобщенных блокадой людей, которая сама по себе доставляла радость. …
Там, на фронте, узкие дощатые подмостки обычно качались и поскрипывали под ногами, сцена всегда оказывалась точно ограниченной стволами деревьев или бревенчатыми стенами избы. Теперь перед ними распахнулся непривычный
сценический простор, и подростки немножко растерялись. Но уже через минуту понеслась по филармонической сцене огневая ‘’Тачанка’’, дробно ударила азартная лезгинка, устремилась в атаку красноармейская пляска.
В зале горячо аплодировали. Иногда взгляды обращались на совершенно седого человека с молодым лицом, который скромно сидел в своей видавшей виды гимнастерке и улыбался приветствовавшим его людям. Он не был доволен ребятами… Творческие мечты Обранта опережали успехи его воспитанников» (Л.: «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1985. С. 123–124).
В мае 1945-го Ансамбль танцевал на Дворцовой площади «Марш победы», его Аркадий Обрант задумал еще задолго до окончания войны и заранее, авансом, разучивал со своими воспитанниками. После войны всех танцоров наградили медалями, а Ансамбль перевели из военного подчинения в гражданское, как коллектив Ленгосэстрады. Танцоры выступали по всей стране, в 1948-м еще раз приняли участие в концерте в Большом зале филармонии, снимались в кино – именно Ансамбль Обранта веселится в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, а постоянная участница коллектива Нелли Раудсепп во время съемок учила танцевать молодую Людмилу Гурченко.
Раудсепп была и постановщиком танцев в фильме Наума Бирмана «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), посвященном Ансамблю Обранта. Роль Аркадия Обранта играл Олег Даль. Сам Ансамбль к этому времени давно прекратил существование. В 1958 году он был закрыт на волне борьбы с джазом – именно джазовые композиции к этому времени составляли основу репертуара коллектива. Аркадия Обранта оставили на должности балетмейстера Ленгосэстрады. Но до конца жизни он продолжал общаться со своими воспитанниками. Судьба многих из них оказалась связана с танцами и эстрадой.
Нелли Александровна Раудсепп (1926–1989) вместе с другим танцором Ансамбля Эдуардом Харитоновичем Саттаровым (1930–1977) стали известной комедийной эстрадной парой
(
Подробнее).
Геннадий Григорьевич Кореневский в 1965–1988 годах был руководителем хореографического коллектива Ленинградского Дворца пионеров. В последние годы переехал в Израиль. О юности, проведенной в Ансамбле, написал книгу «Подарок судьбы».
Феликс Рихардович Морель (1924–1989) учился в студии художественного движения у Обранта, танцевал в балете Малого оперного театра в Ленинграде, а после окончания сценической карьеры в 1958 году стал тренером-хореографом сборной РСФСР, а затем и сборной СССР по художественной гимнастике.
Мирза Мосевич Аваков (1925–1987), напротив, сразу после войны отправился учиться и стал крупным специалистом по международному праву.
(
Биография здесь).
О. Р.
Концерты
-
21 февраля 1943
(рукописная книга)
Концерт, посвященный 20-летию Рабоче-крестьянской Красной армии
В программе: Животов, Римский-Корсаков, Кочуров, Глазунов, Носов, Бородин, народные песни и танцы
-
23 мая 1943
(афиша)
Творческий вечер Танцевального ансамбля воспитанников Агитвзвода
В программе: Шопен, Сарасате, Таундсен, Гурилев, Варламов, Безыменский, Стивенсон, Погодин, Маршак, Мусоргский, Чайковский, Листов, Станюкович, Чехов, Владимирцов, Носов
-
9 апреля 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Городского Комитета ВЛКСМ
В программе: Маршак, Ипполитов-Иванов, И. Штраус, Морозов, Гоголь, Фрадкин, Хренников, Рахманинов, Лист, Чайковский, Поппер, Терентьев, Фрадкин, Соловьев-Седой, Римский-Корсаков, Аренский, Шереметьев, а также народные песни и пляски
-
23 октября 1948
(пригласительный билет)
1918–1948
ХХХ лет ВЛКСМ
Вечер комсомольского актива совместно с молодыми стахановцами городаТоржественное вручение переходящих Красных знамен ГК ВЛКСМ комсомольским организациям – победителям соревнования. Концерт комсомольской песни в честь 30-летия ВЛКСМ