Персоны

Аркадий Обрант

1906–1974
Аркадий Обрант

Биография

Обрант Аркадий Ефимович – балетмейстер, руководитель Молодежного фронтового танцевального ансамбля.

С детьми Аркадий Обрант начал работать еще в довоенные годы. В 1934-м, окончив факультет художественно-пластического движения в Институте имени Лесгафта, он преподавал пластику в Доме художественного воспитания, а параллельно посещал балетмейстерские курсы Федора Лопухова при Ленинградском хореографическом училище. В 1937-м Исаак Дунаевский открыл в Ленинградском Дворце пионеров танцевальную студию и пригласил Обранта хореографом.

Весной 1941-го кружковцы уйдут на каникулы. Летом начнется война, и мало кто из участников довоенного коллектива предполагал, что когда-либо они снова соберутся вместе. Сам Обрант с первых дней войны попал в действующую армию. В начале 1942-го он был серьезно ранен. На фронт он снова попадет уже не солдатом, а руководителем уникального коллектива – детско-юношеского ансамбля, который будет выступать буквально под пулями у неприятеля. Это было невероятным риском, но одновременно и спасением для подростков-танцоров.

По воспоминаниям одного из участников ансамбля, все началось с того, что, выйдя из госпиталя, Обрант встретил на пустынной улице блокадного города одну из своих бывших воспитанниц. Она еле держалась на ногах. Детская карточка – карточка иждивенца, почти не давала шансов пережить ужасы первого блокадного года. Обрант отправился в политотдел 55-й армии и добился возобновления работы танцевального кружка, но уже как фронтовой бригады.

Выживших детей собирали по квартирам и детским домам. Некоторых пришлось вести под руки, Валентина Клеймана везли на куске фанеры. Первое их выступление вызвало больше слез, чем аплодисментов, – изможденные дети не могли встать из присядки. Подростков отправили в больницу, выдали усиленный паек, а затем переселили в детский дом в Рыбацком – так было проще собирать их на репетиции и выезды на фронт.

За время войны Ансамбль Обранта дал 3000 концертов. Аркадий Ефимович возобновлял с ребятами старый репертуар, ставил новые танцы: «Красноармейскую пляску», знаменитую «Тачанку», ставшую символом ансамбля.

К концу войны Ансамбль Обранта значительно увеличился. Но в Большом зале филармонии несколько раз выступил основной костяк танцоров – с них начиналась фронтовая история Ансамбля: Вера Мефодьева, Нелли Раудсепп, Валентина Сулейкина, Вера Штейн, Мирза Аваков, Владимир Иванов, Валентин Клейман, Геннадий Кореневский, Феликс Морель. В феврале 1943-го и в апреле 1944-го Ансамбль принял участие в нескольких сборных концертах. А 23 мая 1943 года на сцене Филармонии прошел Творческий вечер «Танцевального ансамбля воспитанников Агитвзвода под руководством балетмейстера А. Е. Обранта» – так официально назывался коллектив.

Этот концерт вспоминал Алянский в книге «Театр в квадрате обстрела»:

«Когда-то, перед войной, воспитанники Дворца пионеров выступали в этом зале совсем еще малышами. Теперь они выросли, возмужали и стали настоящим профессиональным коллективом. И все-таки они волновались:
‘’На сцену Филармонии могли попадать только видные мастера… Наша задача трудная и ответственная. Мы – не Преображенская, которую все знают. А для нас этот концерт – большая проверка работы ансамбля…’’
Посмотреть обрантовцев пришли ленинградские артисты, музыканты, писатели. Пришла и Преображенская. В Большом зале Филармонии состоялась одна из тех встреч разобщенных блокадой людей, которая сама по себе доставляла радость. …
Там, на фронте, узкие дощатые подмостки обычно качались и поскрипывали под ногами, сцена всегда оказывалась точно ограниченной стволами деревьев или бревенчатыми стенами избы. Теперь перед ними распахнулся непривычный
сценический простор, и подростки немножко растерялись. Но уже через минуту понеслась по филармонической сцене огневая ‘’Тачанка’’, дробно ударила азартная лезгинка, устремилась в атаку красноармейская пляска.
В зале горячо аплодировали. Иногда взгляды обращались на совершенно седого человека с молодым лицом, который скромно сидел в своей видавшей виды гимнастерке и улыбался приветствовавшим его людям. Он не был доволен ребятами… Творческие мечты Обранта опережали успехи его воспитанников»
(Л.: «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1985. С. 123–124).

В мае 1945-го Ансамбль танцевал на Дворцовой площади «Марш победы», его Аркадий Обрант задумал еще задолго до окончания войны и заранее, авансом, разучивал со своими воспитанниками. После войны всех танцоров наградили медалями, а Ансамбль перевели из военного подчинения в гражданское, как коллектив Ленгосэстрады. Танцоры выступали по всей стране, в 1948-м еще раз приняли участие в концерте в Большом зале филармонии, снимались в кино – именно Ансамбль Обранта веселится в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, а постоянная участница коллектива Нелли Раудсепп во время съемок учила танцевать молодую Людмилу Гурченко.

Раудсепп была и постановщиком танцев в фильме Наума Бирмана «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), посвященном Ансамблю Обранта. Роль Аркадия Обранта играл Владимир Даль. Сам Ансамбль к этому времени давно прекратил существование. В 1958 году он был закрыт на волне борьбы с джазом – именно джазовые композиции к этому времени составляли основу репертуара коллектива. Аркадия Обранта оставили на должности балетмейстера Ленгосэстрады. Но до конца жизни он продолжал общаться со своими воспитанниками. Судьба многих из них оказалась связана с танцами и эстрадой.

Нелли Александровна Раудсепп (1926–1989) вместе с другим танцором Ансамбля Эдуардом Харитоновичем Саттаровым (1930–1977) стали известной комедийной эстрадной парой
( Подробнее).

Геннадий Григорьевич Кореневский в 1965–1988 годах был руководителем хореографического коллектива Ленинградского Дворца пионеров. В последние годы переехал в Израиль. О юности, проведенной в Ансамбле, написал книгу «Подарок судьбы».

Феликс Рихардович Морель (1924–1989) учился в студии художественного движения у Обранта, танцевал в балете Малого оперного театра в Ленинграде, а после окончания сценической карьеры в 1958 году стал тренером-хореографом сборной РСФСР, а затем и сборной СССР по художественной гимнастике.

Мирза Мосевич Аваков (1925–1987), напротив, сразу после войны отправился учиться и стал крупным специалистом по международному праву.
( Биография здесь).

О. Р.


Концерты

  • 21 февраля 1943

    (рукописная книга)

    Концерт, посвященный 20-летию Рабоче-крестьянской Красной армии

    В программе: Животов, Римский-Корсаков, Кочуров, Глазунов, Носов, Бородин, народные песни и танцы

  • 23 мая 1943

    (афиша)

    Творческий вечер Танцевального ансамбля воспитанников Агитвзвода

    В программе: Шопен, Сарасате, Таундсен, Гурилев, Варламов, Безыменский, Стивенсон, Погодин, Маршак, Мусоргский, Чайковский, Листов, Станюкович, Чехов, Владимирцов, Носов

  • 9 апреля 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Городского Комитета ВЛКСМ

    В программе: Маршак, Ипполитов-Иванов, И. Штраус, Морозов, Гоголь, Фрадкин, Хренников, Рахманинов, Лист, Чайковский, Поппер, Терентьев, Фрадкин, Соловьев-Седой, Римский-Корсаков, Аренский, Шереметьев, а также народные песни и пляски

  • 23 октября 1948

    (пригласительный билет)

    1918–1948
    ХХХ лет ВЛКСМ
    Вечер комсомольского актива совместно с молодыми стахановцами города

    Торжественное вручение переходящих Красных знамен ГК ВЛКСМ комсомольским организациям – победителям соревнования. Концерт комсомольской песни в честь 30-летия ВЛКСМ




Другие материалы

Ипполит Новский

Ипполит Новский

Актер 1881–1960
Эльфрида Пакуль

Эльфрида Пакуль

Сопрано 1912–1991

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»