Персоны

Израиль Гусман

1917–2003
Источник изображения: kino-teatr.ru
Израиль Гусман

Биография

Гусман Израиль Борисович – дирижер.

Источник изображения: muzobozrenie.ru

Карьера Израиля Гусмана стартовала с лауреатства на Смотре молодых дирижеров в Ленинграде в 1946 году. Смотр, проходивший в Большом зале филармонии, ставил перед собой не только профессиональные, но и идеологические задачи. Они определили географический выбор участников многонациональной страны. Украину представлял Симеонов, Азербайджан – Ниязи, Узбекистан – Дониях (он получит диплом). Еще важнее было придать статус советского дирижера конкурсантам из присоединенных в 1939 году территорий. От Эстонии участвовал Роман Матсов, от Латвии – Арвид Янсонс, от Западной Украины – Израиль Гусман.

На самом деле Гусман – коренной нижегородец, сын главного редактора газеты «Нижегородская коммуна» (потом – «Горьковская правда»), перебравшегося в 1920 году с семьей в Москву и вскоре получившего должность замдиректора Большого театра. Израиль Гусман учился в Москве в Училище имени Гнесиных, играл на гобое, который освоил сам, и на ударных в оркестре Музыкального театра Немировича-Данченко. В 1938 году его призвали на военную службу. Его отца в 1937-м арестовали и отправили в лагерь, где он погиб. Сыну в 1942-м доверили руководство оркестром Четвертого Украинского фронта, а потом прикомандировали к Прикарпатскому военному округу. Так и получилось, что на Смотре в Ленинграде Израиль Гусман представлял город Черновцы. К этому времени он уже получил диплом факультета военных дирижеров Московской консерватории (1944), а после окончания войны был зачислен в штат Черновицкой филармонии.

На Всесоюзном смотре Гусман становится одним из пяти лауреатов, разделив 4-ю премию с Ниязи Гаджибековым, и уже в 1947 году получает назначение главным дирижером Симфонического оркестра Харьковской филармонии, которым руководит десять лет.

В 1957-м Израиль Гусман возвращается в родной город, его приглашают возглавить оркестр Горьковской филармонии. Так начинается самый важный период в биографии дирижера. За тридцать лет работы (в 1987-м Гусмана увольняют) он создает не только один из лучших советских симфонических коллективов, но и особую творческую атмосферу. Гусман добивается увеличения состава оркестра, проводит масштабные тематические циклы (все симфонии Бетховена, Шуберта), организовывает летние открытые концерты (традиция летних общедоступных концертов жива в городе и сегодня). Он впервые исполняет в Горьком крупные кантатно-ораториальные сочинения – Страсти Баха, Военный реквием Бриттена, «Жанну Д’Арк» Онеггера.

Концерт в цехе Горьковского автозавода: солист Мстислав Ростропович, оркестр Горьковской филармонии, дирижер Израиль Гусман.
Источник изображения: stnmedia.ru

Его просветительская страсть распространяется и на новую советскую музыку. По инициативе Гусмана в 1962 году в Горьком проводится первый в СССР фестиваль современной музыки, на этих ежегодных форумах будет исполнено множество горьковских премьер. Важнейшее место среди них займет музыка Шостаковича. С композитором Гусман был знаком еще до войны, в 1946-м председатель жюри Всесоюзного смотра молодых дирижеров Дмитрий Шостакович вручал в Ленинграде Гусману диплом лауреата. Теплые отношения связывали дирижера и композитора на протяжении долгих лет. Шостакович высоко ценил деятельность Израиля Гусмана, а на закрытии фестиваля 1962 года назвал Москву временным «музыкальным пригородом Горького». В феврале 1964-го, на первом в стране именном фестивале музыки Шостаковича, состоявшемся в Горьком, композитор единственный раз встал за дирижерский пульт.

На фестивали к Гусману в Горький приезжают большие музыканты – Лев Оборин, Ван Клиберн, Галина Вишневская, Юрий Темирканов, Родион Щедрин. В 1962-м здесь дебютирует как дирижер Мстислав Ростропович – у Гусмана он брал уроки дирижирования, среди других именитых «учеников» был и Владимир Спиваков. В 1974 году в Горьком Геннадий Рождественский представляет премьеру симфонии № 1 Альфреда Шнитке. Первый фестиваль музыки Шнитке пройдет в Горьком в 1989-м, уже после увольнения Израиля Гусмана с поста главного дирижера филармонического оркестра. Но именно его усилиями десятилетиями создавалась репутация Горького как островка творческой свободы.

После увольнения и одного сезона работы в московском Центральном детском музыкальном театре Наталии Сац Гусман остается преподавать в консерватории, где ведет класс, с перерывами, с 1957 года. К своему оркестру он еще вернется: в 1992 году состоятся последние выступления Гусмана – на Первом Сахаровском фестивале и, в декабре, на концерте, посвященном 75-летию дирижера. А в 1996-м, оценив его заслуги перед городом, Израилю Борисовичу Гусману присвоят звание Почетного гражданина Нижнего Новгорода.

Концерт 4 апреля 1987 года, Большой зал филармонии. Симфонический оркестр Горьковской филармонии, дирижер Израиль Гусман.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Ленинградскую филармонию после Смотра 1946 года Гусман приезжает спустя почти 18 лет: 4 января 1964 года в Большом зале проходит концерт Мстислава Ростроповича с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Израиля Гусмана, в программе – сочинения для виолончели с оркестром Чайковского, Глазунова, Мясковского и премьера Концерта-рапсодии Хачатуряна. Репутация специалиста по современной музыке не вполне благоприятно отражается на ленинградском репертуаре дирижера. В 1968 году под его управлением проходит авторский концерт Хренникова, в 1980-м – творческий вечер к 75-летию Кабалевского, в 1986-м – вечер премьер современной венгерской музыки (все концерты с СО).

Израиль Гусман с супругой Лилией Дроздовой.
Источник изображения: stnmedia.ru

Дважды, в апреле 1980 и 1987 годов, Израиль Гусман приезжает на гастроли со своим Горьковским оркестром для выступлений на фестивале Союза композиторов «Ленинградская музыкальная весна». В первый приезд горьковчане также дают концерт с классической русской программой, во второй, в рамках филармонических абонементов, играют монографический вечер из произведений Шостаковича. Через несколько дней, 17 и 18 апреля 1987-го, Израиль Гусман выступит в Большом зале с Заслуженным коллективом, исполнившим под его управлением Симфонию № 4 Слонимского, Болеро Равеля и Фортепианный концерт № 3 Прокофьева с Михаилом Петуховым. С этим оркестром состоятся и последние выступления Гусмана в Большом зале: 17 и 18 ноября 1987 года он приедет на два детских концерта с Наталией Ильиничной Сац (как раз в это время он будет главным дирижером ее Детского театра), а 17 июня 1988-го исполнит русскую программу – Балакирева, Глазунова и Танеева.

В 2015 году в Нижегородском издательстве «Деком» выходит книга «Сквозь пять линеек» – незавершенные мемуары дирижера Израиля Гусмана.

И. Р.


Концерты

  • 18 июля 1946

    Второй тур смотра молодых дирижеров
    IV концерт
    Дирижер – Израиль Гусман (Черновицы)

    Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 4

  • 23 июля 1946

    (машинопись)

    Заключительный концерт смотра молодых дирижеров
    Дирижеры – Арвид Янсонс, Ниязи, Константин Симеонов, Израиль Гусман

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Чайковский. I часть симфонии «Манфред». «Итальянское каприччио»

  • 4 января 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Израиль Гусман

    Глазунов. Концерт-баллада для виолончели с оркестром. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром. Хачатурян. Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром

  • 17 мая 1968

    4-й концерт 1-го абонемента (2-й цикл)

    Тихон Хренников. Авторский вечер
    Дирижер – Израиль Гусман

    Хренников. Симфония № 1. Концерт для виолончели с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для скрипки с оркестром № 1

  • 19 мая 1968

    Вечер, посвященный памяти композитора Исаака Дунаевского
    Дирижер – Израиль Гусман

    В программе: Дунаевский, устные выступления

  • 17 июня 1988

    6-й концерт 13-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Израиль Гусман

    Балакирев. Фрагменты из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Танеев. Симфония № 4

  • 25 марта 1989

    2-й концерт 14-го абонемента

    Музыка – школьникам
    Сказки А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского–Корсакова
    Дирижер – Израиль Гусман

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Золотой петушок». Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»

  • 26 марта 1989

    2-й концерт 15-го абонемента (повтор программы 25 (д) марта)

    Музыка – школьникам
    Сказки А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского–Корсакова
    Дирижер – Израиль Гусман

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Золотой петушок». Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»




Другие материалы

Ксения Вилль

Ксения Вилль

Балерина ?
Георгий Дмитревский

Георгий Дмитревский

Хормейстер 1900–1953

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»