Персоны

Виктор Морозов

1913–1997
Виктор Морозов в опере Верди "Сицилийская вечерня". МАЛЕГОТ, постановка 1952 года. Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
Виктор Морозов

Биография

Морозов Виктор Трофимович – оперный певец, бас.

В 1947 году Виктор Морозов окончил Ленинградскую консерваторию, где его учителями были Антонина Григорьева и Павел Андреев. Еще студентом 5-го курса, в 1946-м, Морозова пригласили в труппу Малого театра оперы и балета (Михайловского), где певец прослужил до 1971 года, но продолжал принимать участие в отдельных спектаклях и позднее, когда преподавал в Петрозаводской консерватории (тогда филиал Ленинградской консерватории). К тому времени у Виктора Морозова уже был педагогический опыт: класс вокала он вел в Музыкальном училище имени Мусоргского и в Народной опере ДК имени Кирова.

Первым премьерным спектаклем для Виктора Морозова станет «Снегурочка», возобновленная в МАЛЕГОТе 22 марта 1947 года: молодой артист поет партию Деда-Мороза. Затем последуют другие премьеры – опера-буфф Оффенбаха «Разбойники» (Домино; 28 июня 1948-го. – здесь и далее указаны даты премьеры), «Кащей Бессмертный» (17 июня 1950-го, Буря-Богатырь-Ветер) и «Золотой петушок» (8 июля 1961-го, Воевода Полкан) Римского-Корсакова, партию Короля Филиппа он поет в «Доне Карлосе» Верди (31 июля 1955-го), Даланда – в «Летучем голландце» Вагнера (5 июля 1957-го). В 1950-е годы артист участвует и в премьерах опер советских композиторов – Сергея Василенко, Александра Чернова, Давида Френкеля, Олеся Чишко, которые, впрочем, на сцене долго не задерживаются. В 1960-е поет в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (Маг Челий, 1 мая 1964-го), в «Катерине Измайловой» Шостаковича (Старый каторжник, 17 апреля 1965-го), в опере Слонимского «Виринея» (Магара, 1967).

В текущем репертуаре артиста были партии Мельника из «Русалки» Даргомыжского, Прочиды в «Сицилийской вечерне», Короля Филиппа в «Доне Карлосе» Верди, Собакина в «Царской невесте», Петра I в опере Лорцинга «Царь-плотник», Гремина в «Евгении Онегине» и Короля Рене в «Иоланте», Кутузова в «Войне и мире» Прокофьева, Герцога в «Ромео и Джульетте» Гуно, Старого цыгана в «Алеко» Рахманинова.

На театральной сцене Виктор Морозов пел в спектаклях, шедших под руководством разных дирижеров – Курта Зандерлинга, Георгия Донияха, Юрия Богданова, но чаще всего – Эдуарда Грикурова, занимавшего в 1943–1969 пост главного дирижера Малого театра оперы и балета. Под управлением Эдуарда Грикурова певец дебютировал и в Большом зале филармонии, исполнив партию Дона Руи Гомеса де Сильвы в концертной версии «Эрнани» Верди. В Большом зале он выступит и в других оперных проектах: в июне 1956 года исполнит партию Князя Юрия Всеволодовича в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, 12 июня 1965-го – партию Агамемнона в первой части оперной трилогии Танеева «Орестея». Еще в 1958 году вся трилогия Танеева была записана на Ленинградском радио под управлением Джемала Далгата с солистами Софьей Преображенской, Константином Лаптевым, Ниной Серваль, Татьяной Лавровой, Иваном Мелентьевым и Виктором Морозовым.  Концерт 1965 года станет последним выступлением певца в Большом зале.

С его участием пройдут несколько праздничных и сборных филармонических программ, выездных концертов (в Капелле и в Домах культуры), в 1952–1967 он выступает и в дневных абонементах Малого зала имени Глинки.

Сохранившиеся в архивах Ленинградского и Всесоюзного радио записи Виктора Морозова (арии, дуэты, романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, народные песни) вошли в двойной диск «Портрет». В память об отце диск издал сын певца – бас-баритон, солист Мариинского театра Александр Морозов. С 1980 года он будет постоянным участником филармонических концертов. Он же предоставил копию автобиографии отца. За ее строками – удивительная судьба детдомовского мальчишки из Пензы, ставшего солистом ленинградской оперы.

Автобиография Виктора Морозова. Предоставлена сыном Виктора Морозова Александром Морозовым, публикуется с его разрешения.


Концерты

  • 12 апреля 1954

    Верди. «Эрнани»

    Опера в концертном исполнении

  • 22 апреля 1955

    7-й концерт 2-го абонемента (машинопись)

    Концерт, посвященный 85-летию со дня рождения В. И. Ленина

    В программе: Шостакович, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Мурадели, Глинка, Бетховен, Шуберт, Скрябин, Макаров, Даргомыжский, сцена из драматического спектакля

  • 9 февраля 1956

    (рукописная книга)

    Вечер к 75-летию со дня смерти Ф. М. Достоевского

    В программе: Бетховен, Достоевский, Мусоргский, Даргомыжский

  • 22 июня 1956

    8-й концерт 9-го абонемента

    Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

    Опера в концертном исполнении

  • 24 июня 1956

    (повторение программы 22 июня)

    Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

    Опера в концертном исполнении

  • 21 января 1959

    4-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Марк Паверман, Натан Рахлин

    Сосновцев. Сюита на русские темы. Чистяков. Вокально-симфоническая поэма «Подвиг». Щербачев. Симфония № 5

  • 1 января 1961

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    В программе: арии и романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 12 июня 1965

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Танеев. Симфония до минор. Фрагменты из 1-й части трилогии «Орестея» – «Агамемнон».



Другие материалы

Эмма Минчёнок

Эмма Минчёнок

Балерина род. в 1932
Екатерина Мурина

Екатерина Мурина

Фортепиано Род. в 1938

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»