Персоны
Квартет имени Страдивариуса
Коллектив
Биография
Квартет имени Страдивариуса – московский коллектив, учрежденный в 1920 году по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Идея создания квартета возникла в процессе национализации частных коллекций уникальных музыкальных инструментов. Экспертом по делам национализации был назначен виолончелист Виктор Кубацкий, состоявший тогда в составе дирекции Большого театра. Вокруг него и сформировался Квартет, музыканты которого играли на коллекционных инструментах. Едва образовавшись, Квартет был командирован на гастроли в Крым и Одессу, но главной целью были не столько концерты, сколько пополнение коллекции – на юге России их было немало. Впрочем, и само квартетное искусство активно поддерживается государством: один за другим создаются коллективы – Квартет имени Глазунова, Квартет имени Московской государственной консерватории ( позднее Бетховена), квартеты Вильома и Комитаса.
В 1923 году Луначарский посвящает трехлетию деятельности Квартета Страдивариуса статью, тогда же предпринимаются не увенчавшиеся успехом попытки отправить Квартет на зарубежные гастроли (проблемы были, прежде всего, связаны с гарантиями возврата уникальных инструментов). А в 1925 году по инициативе Луначарского проводится Первый всесоюзный конкурс струнных квартетов – между победителями распределяли инструменты из государственной коллекции, и это было главной прикладной задачей конкурса, где первое место было дипломатично разделено между тремя ансамблями, в числе которых был конечно же и опекаемый лично Луначарским Квартет Страдивариуса. Но конкурс ставил и высокую исполнительскую планку. Это особенно видно из обязательной программы прошедшего в 1927 году второго (и последнего) состязания «На соискание звания Первого квартета Республики». В программу входили четырехголосная фуга Баха, квартет Гайдна или Моцарта, квартет (после № 8) Бетховена и современные сочинения – западное, написанное после 1908 года, и советское, соответственно после 1917-го. И здесь Квартет Страдивариуса оказался среди двух лауреатов первой премии.
Состав коллектива неоднократно менялся. Первоначально в Квартет входили: Александр Яковлевич Могилевский (1885–1955) – первая скрипка, Василий Иванович Пакельман (?) – вторая скрипка, альтист Владимир Романович Бакалейников (1885–1953) и виолончелист Виктор Львович Кубацкий (1891–1970) – лишь он останется неизменным участником ансамбля.
Чаще всего менялась первая скрипка: в 1922-м Могилевский эмигрировал, и его место занял Даниил Зиновьевич Карпиловский (1895–?), которого вскоре сменил Анатолий Евгеньевич Кнорре (1902–1970), а затем, в 1926-м, Борис Моисеевич Симский (1904–1991). Вероятнее всего в 1926 году второй скрипкой Квартета становится Петр Абрамович Бондаренко (1903–1985). Во всяком случае, на I Всесоюзном конкурсе квартетов в 1925 году в ансамбле играет еще Пакельман, а на II конкурсе в 1927-м – уже Бондаренко. Альтист Бакалейников эмигрирует в США в 1927-м, но еще в 1924-м его заменит Григорий Семенович Гамбург (1900–1964).
В марте 1928 лауреаты таким составом единственный раз приезжают на гастроли в Ленинградскую филармонию. Этот год называют пиком их ансамблевой деятельности: в 1929-м с поста снимают их почитателя и покровителя Луначарского, а после 1930 года у ансамблистов, а каждый из них был превосходным музыкантом, дальнейшая карьера развивается уже независимо друг от друга.
Борис Симский станет первой скрипкой Квартета Союза композиторов (1944–1956), концертмейстером оркестра Кондрашина (1960–1970), а затем оркестра Дударовой (1970–1980). Петр Бондаренко будет играть в Оркестре Всесоюзного радио, выступать в различных камерных ансамблях, в том числе играть вторую скрипку в Квартете Давида Ойстраха, ассистентом которого станет в Московской консерватории, а в 1977-м займет место профессора в музыкальных академиях Тель-Авива и Иерусалима. Григорий Гамбург преподает на кафедре камерного ансамбля в Московской консерватории, а затем в Гнесинском институте, в 1931–1962 получает должность главного дирижера Оркестра кинематографии (в Московской консерватории он учился также и на дирижерском факультете у Николая Малько). Основатель и бессменный участник квартета Виктор Кубацкий ведет квартетный класс в Институте Гнесиных, принимает участие в подготовке издания полного собрания сочинений П. И. Чайковского, а также публикует статью «Документы о деятельности А. В. Луначарского в области развития советской музыки в 1920–1924 гг.».
В филармонических программах концертов Квартета имени Страдивариуса, наряду с классикой – квартетами Бетховена, Шуберта, Бородина, Чайковского и Танеева, была и музыка современников – квартеты Глазунова, Равеля, а также созданные после 1917 года квартеты Мосолова и Дмитрия Мелких, которые, по всей вероятности, входили в обязательную программу недавно прошедшего Всесоюзного конкурса.
Концерты
-
25 марта 1928
8-й концерт 7-го утреннего абонемента
Квартетный концерт
Квартет имени СтрадивариЧайковский. Квартет № 1 ре мажор. Мелких. Квартет. Бородин. Квартет № 2 ре мажор
-
27 марта 1928
Квартетный вечер
Государственный квартет имени СтрадивариТанеев. Квартет № 6 си-бемоль мажор. Мосолов. Квартет № 1. Равель. Квартет фа мажор
-
1 апреля 1928
9-й концерт 6-го утреннего абонемента
Квартетный концерт
Государственный квартета имени СтрадивариБетховен. Квартет № 10 ми-бемоль мажор. Глазунов. Квартет № 5 ре минор. Шуберт. Квартет № 13 ля минор «Rosamunde»