Персоны
Вадим Борисовский
Коллектив
Биография
Борисовский Вадим Васильевич – альтист, со-основатель и артист Квартета имени Бетховена.
Профессиональная биография Вадима Борисовского рисует образ крайне успешного музыканта – обладателя званий и наград, основателя альтовой советской школы, одного из основателей и многолетнего альтиста Квартета имени Бетховена, человека, который возродил интерес к старинному инструменту виоле д’амур, автора огромного количества переложений и редакций для альта, соавтора немецкого музыковеда Вильгельма Альтмана по созданию «Каталога музыкальной литературы, посвященной альту и виоле д’амур», изданного в Германии в 1937 году.
Личная биография музыканта, описанная в книге музыковеда Виктора Юзефовича, приоткрывает другие стороны судьбы Борисовского. С раннего детства она была непростой.
Внук знаменитого водочного магната Петра Смирнова, незаконнорожденный сын его дочери и табачного фабриканта Василия Бостанжонгло рос без любви и внимания. Его не признавал не только отец, но и мать, формально усыновившая Вадима лишь в возрасте 10 лет. Тяга к музыке, вероятно, была единственным спасением для московского подростка начала XX века. С приходом революции в жизнь его семьи входит страшное слово «расстрел». Отца, табачного фабриканта, расстреляют в 1918-м. Всех ближайших родственников жены Борисовского, Долли Де Лазари, уже одной фамилией вызывающей, должно быть, классовую ненависть у новых хозяев страны, репрессируют в 1930-е годы, отца Долли – офицера царской, а потом и Красной армии, расстреляют в 1942-м. Сам Борисовский избежит репрессий. Полностью, с головой уйдет в искусство, не только в музыку, но и в поэзию: всю жизнь он писал сонеты, в 1998 году был издан сборник его стихов «Альбом святых воспоминаний».
В 1922 году Вадим Борисовский с золотой медалью оканчивает Московскую консерваторию у альтиста Владимира Бакалейникова. В 1924-м возьмет его консерваторский класс (Бакалейников эмигрирует в США) и будет преподавать до конца жизни, а с 1950-го по 1972 год – заведовать кафедрой альта. С 1920-х годов Борисовский начинает и ансамблевую карьеру, присоединившись к только что созданному квартету Московской консерватории, который в 1931 году переименует в Струнный квартет имени Бетховена. С этим одним из лучших в стране ансамблем Борисовский едет в 1927 году на первые гастроли в Германию. Искусство московских квартетистов поражает немецкую публику. На концертах присутствует Пауль Хиндемит, который подарит музыканту свою фотографию с надписью: «Мировой союз альтистов! Председатель – Борисовский!».
Альтовые сочинения Хиндемита Вадим Борисовский, одним из первых среди советских музыкантов, исполняет и в Москве, где проходят его сольные концерты. Борисовскому посвящают сочинения советские авторы, в дуэте с ним играют Лев Оборин, Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер. Выступает он и как солист с оркестрами под управлением Георга Себастьяна, Александра Гаука, Николая Голованова.
Но в Ленинградской филармонии Вадим Борисовский долгие годы появляется исключительно в составе Квартета: в 1944-м – в Большом зале и гораздо чаще – в Малом зале имени Глинки. Здесь, на камерной сцене Филармонии, Квартет имени Бетховена выступает невероятно много, исполняет сочинения Моцарта и Бетховена, Шуберта и Шумана, Танеева и Мясковского, Равеля, Онеггера и Хиндемита, и, конечно, Шостаковича, с которым музыкантов ансамбля связывали тесные отношения.
После премьеры Шестого квартета Шостаковича 7 октября 1956 года: Дмитрий Шостакович пожимает руку Вадиму Борисовскому. Малый зал им. Глинки.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Бетховенцы становятся первыми исполнителями почти всех квартетов композитора.
Вадим Борисовский и Моисей Хальфин. Малый зал им. Глинки, 29 апреля 1955 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Еще в середине 1950-х публика Ленинградской филармонии имела возможность услышать результаты другого увлечения музыканта. Интерес к искусству старых мастеров приводит его к поиску аутентичного звучания, Борисовский осваивает виолу д’амур, на которой исполняет оригинальные сочинения минувших эпох, собственные переложения и обработки. В апреле 1955 года в Малом зале проходит концерт старинной музыки, в котором Вадим Борисовский играет вместе с ленинградскими музыкантами Семеном Шаком и Григорием Немеренецким Дивертисмент для виолы д’амур, скрипки и виолончели Гайдна, а в дуэте с Моисеем Хальфиным исполняет сочинения для виолы д’амур и клавира Ариости и Миландра.
Вадим Борисовский, Григорий Немеренецкий, Семен Шак. Малый за им. Глинки, 29 апреля 1955 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Собственные обработки двух старинных французских песен для голоса, виолы д’амур и фортепиано музыкант представит и в Большом зале в 1962 году с Валентиной Левко в сольном концерте певицы.
В Малом зале имени Глинки Борисовский продолжал играть в составе Квартета имени Бетховена до декабря 1964 года: музыканты исполнили два струнных квартета Шостаковича, премьеры которых сыграли месяцем ранее, – № 9 и № 10.
Это будут последние выступления Борисовского с Бетховенским квартетом. После ленинградских гастролей он уходит из ансамбля. 13 декабря 1970 года, уже без участия музыканта, в Малом зале состоится премьера Тринадцатого квартета Шостаковича с большим альтовым соло, посвященного автором Вадиму Борисовскому.
О. Р.
Концерты
-
14 ноября 1944
Авторский вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Шостакович. Фортепианный квинтет. Струнный квартет № 2. Фортепианное трио № 2
-
1 апреля 1962
Вокальный вечер
Валентина ЛевкоВ программе: Перселл, Гендель, Шуберт, Респиги, Свиридов, Сен-Санс, Борисовский, Ардити, Булахов, Бакалейников
Cсылки
Читать
Слушать
- Глинка. Соната для альта и фортепиано (исп. В. Борисовский и А. Гольденвейзер)
- Шостакович. Струнный квартет № 13, посв. В. Борисовскому (исп. Квартет им. Бородина)
- Танеев. Фортепианный квартет ми мажор, соч. 20. Исп. М. Юдина (ф-но), Д. Цыганов (скрипка), B. Борисовский (альт), С. Ширинский (виолончель)