Персоны

Александр Гречанинов

1864–1956
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Гречанинов

Биография

Гречанинов Александр Тихонович – композитор.

Педагогический диплом Александр Гречанинов получает в Московской консерватории (1881–1890). И хотя здесь среди его учителей такие музыканты, как Сергей Танеев, Антон Аренский, Николай Кашкин и Василий Сафонов, учиться сочинению он едет в Петербургскую консерваторию к Римскому-Корсакову (1890–1893), а в 1895-м возвращается в Москву. Здесь Гречанинов преподает в детских музыкальных школах, пишет церковные хоры – духовная музыка занимает важнейшее место в его творчестве, сочиняет музыку к спектаклям МХАТа, признанием пользуются и его романсы.

В 1903-м на сцене Большого театра ставят его первую оперу «Добрыня Никитич» – коллеги и публика отмечают излишнюю традиционность музыкального языка. А в 1912-м в частной Опере Зимина проходит премьера второй оперы Гречанинова – «Сестра Беатриса» по Метерлинку, ее ругают уже по другому поводу, не потерявшему, увы, актуальность и сегодня: поющая на сцене Дева Мария становится причиной запрета оперы церковной цензурой.

Поворот к символизму был кратким эпизодом в биографии Гречанинова, но именно на текст символиста Бальмонта он сочиняет «Гимн новой России» – с таким энтузиазмом композитор воспринял Февральскую революцию. Гимн тут же исполняет Эмиль Купер в Большом театре, а уже в 1953-м, после открытия русского вещания «Радио Свобода», он становится музыкальной заставкой передач (до 1991-го). Автор гимна эмигрирует из России еще в 1925 году. Он живет сначала в Париже, где в 1934-м выходит его автобиографическая книга «Моя жизнь», а с 1939 года – в Нью-Йорке. Сочиняет третью оперу – «Женитьба», продолжает писать духовную музыку, обращаясь не только к славянским, но и к латинским текстам. Премьерой его экуменической «Вселенской мессы» дирижирует Сергей Кусевицкий, а Пятую (последнюю) симфонию впервые исполняет в Бостоне Леопольд Стоковский.

В марте 1923 года в Малом зале Петроградской филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ) состоялось два авторских концерта Гречанинова из его камерных сочинений, композитор был за роялем. В Большом зале Гречанинов выступал лишь однажды: 26 ноября 1924 года он по рукописи представил с Филармоническим оркестром премьеру своей Третьей симфонии, а также продирижировал сочинениями Гайдна, Моцарта и Бетховена. Концерт был приурочен к 60-летию композитора.

И. Р.


Концерты

  • 17 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер из произведений Гречанинова

    В программе: Гречанинов (без указания произведений)

  • 20 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер из произведений Александра Тихоновича Гречанинова

    В программе: Гречанинов (без указания произведений)

  • 26 ноября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гречанинов

    Гречанинов. Симфония № 3. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бетховен. «Аделаида». Гайдн. Симфония № 13



«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 26 ноября 1924 в БЗФ 2 декабря 1924

«Жизнь искусства» № 50

О концерте 26 ноября 1924 Декабрь 1924



Другие материалы

Николай Голованов

Николай Голованов

Дирижер 1891–1953
Софья Акимова

Софья Акимова

Сопрано 1887–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»