Персоны

Александр Глазунов

1865–1936
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Глазунов

Биография

Глазунов Александр Константинович – русский композитор, дирижер, педагог.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Композиторский дебют Глазунова в Зале Дворянского собрания состоялся в марте 1882 года – премьерой Первой симфонии 16-летнего автора, ученика Римского-Корсакова, дирижировал Балакирев.                                Групповая фотография Беляевского кружка, снятая по случаю 5-летия Русских симфонических концертов. Фото подарено Библиотеке Ленинградской филармонии Михаилом Курбановым (летописцем Беляевского кружка) в 1937 году. Сидят: Лядов, Стасов, Кюи, Римский-Корсаков, Беляев с дочерью, Глазунов, Соколов.
Стоят: Сигизмунд Блуменфельд, Антипов, Копылов, Феликс Блуменфельд, Витол, Лавров, Арцыбушев, Дианин, Антипов, композитор Антипов, Ляпунов, Петров.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сам Глазунов выступал в Дворянском собрании как дирижер в концертах Русского музыкального общества с разными оркестровыми коллективами. Сотрудничал он и с Придворным оркестром, который под управлением автора исполнил несколько его сочинений – Кантату к 100-летию А. С. Пушкина, музыку к драме «Царь Иудейский» на текст великого князя Константина Константиновича, Коронационную кантату (на коронацию Николая II), Торжественную увертюру, посвященную артистам оркестра.


Обложка "Коронационной кантаты" А. Глазунова. Издательство Митрофана Беляева, Лейпциг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Подробности их совместных выступлений зафиксированы в рукописной книге Придворного оркестра, где указаны программы, солисты, место и время проведения репетиций и концертов, поводы, по которым они устраивались. Так, 27 февраля 1904 года, в зале Дворянского собрания «По Высочайшему Государя Императора повелению дан первый концерт в пользу состоящего под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны склада вещей для воинов на Дальнем Востоке», Глазунов дирижировал своей «Коронационной кантатой». В рукописной книге отмечены и любопытные детали: в концерте 21 апреля 1915 года под управлением автора исполнялась «Парафраза на гимны союзных держав для оркестра», она, как отмечено в книге, «по желанию публики была повторена».


Книга программ Придворного оркестра, запись о концерте в зале Дворянского собрания 27 февраля 1904 года. Композитор и дирижер А. К. Глазунов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Глазунов продолжит работать с оркестром и после 1917 года, когда коллектив станет Государственным. В его авторском концерте, прошедшем в Капелле 11 декабря 1917 года, скрипичный концерт исполнит Цецилия Ганзен, а в «Вакхической песне», прозвучавшей 17 февраля 1918 года в зале Консерватории под управлением Глазунова, будет солировать Федор Шаляпин.

  Программка концерта 11 декабря 1917 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К моменту открытия в 1921 году Петроградской филармонии Глазунов был важнейшей фигурой в музыкальной культуре страны. Почетный член Кембриджского и Оксфордского университетов, известный композитор, получивший международное признание уже после первого выступления на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, избранный директор Консерватории (с 1905 года), неустанно заботящийся не только об образовании студентов, но и об их быте и дальнейшей карьере, член Художественного совета Филармонии, он продолжает выступать на сцене Большого зала. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За пультом Филармонического оркестра Глазунов появляется чаще других музыкантов, за исключением главного дирижера Эмиля Купера. С 1921-го по 1927 год он дает здесь 36 концертов. С Глазуновым выступают Владимир Горовиц и Натан Мильштейн, Александр Боровский, Александр Зейлигер и Эдуард Эрдман, солисты Мариинского театра (ГАТОБа) и недавние выпускники консерватории. Кроме собственных сочинений, под управлением Глазунова звучала русская классика и западная музыка: он дирижировал программами памяти Данте, Стасова, Есиповой, участвовал в концерте, чествовавшем артистов, прослуживших в оркестре более 20 лет.


А. К. Глазунов с оркестром Петроградской филармонии (предположительно) у здания концертного зала Павловского вокзала, 1923 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Малом зале филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ, регулярно играет струнный квартет имени Глазунова (имя композитора было «охранной грамотой» для музыкантов). Сам Глазунов выступает здесь лишь однажды в авторском концерте 16 декабря 1926 года – аккомпанирует на рояле своей приемной дочери Елене Гавриловой (она исполняет фортепианный концерт № 2) и певице Ксении Комиссаровой.                                                                       © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Весной 1927 года Малому залу филармонии присвоят имя Бетховена. Это случится после пышных мероприятий в связи со 100-летием со дня смерти немецкого композитора. В Большом зале они откроются 27 марта торжественным заседанием-концертом. Председательствует Глазунов: он произносит «Слово о Бетховене» и дирижирует Третьей симфонией.

Этот концерт, как и весь шестой филармонический сезон, стал последним для Глазунова-дирижера. Теперь в Филармонии он бывает только как автор и слушатель.

Именно в этом сезоне за кулисами Филармонии появляется толстая тетрадь, в которой дирижеры и солисты могут оставлять отзывы о Филармоническом оркестре. Впоследствии она получит название «Золотой книги». Книга начинается с отзыва Глазунова, он написал его в день открытия сезона 6 октября 1926 года, когда дирижировал концертом из сочинений Балакирева, Рахманинова и Римского-Корсакова. На закрытии сезона[1], где с оркестром выступал Ганс Кнаппертсбуш, Глазунов добавляет в этот же отзыв еще одну дату – 8 мая 1927 года.

6 окт. 1926 г (открытие сезона)
8 мая 1927 г. (закрытие сезона)
Наилучшие воспоминания о моей творческой и артистической деятельности, как в было(е) время, так и в настоящее, тесно связаны с дорогим мне прекрасным оркестром филармонии, о чем свидетельствую с чувством сердечной признательности
Сердечно преданный
А. Глазунов


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Честь сделать первую запись в книге была предоставлена Глазунову не только как большому музыканту и авторитетной фигуре в русской культуре. Ностальгический тон отзыва и его двойная датировка (вторая дата никак не связана напрямую с Глазуновым) подсказывают, что в отзыве есть и другой, личный подтекст взаимоотношений композитора и обитателей Филармонии. Он проясняется дальнейшей биографией Глазунова.

Уже не первый год музыкант добивается заграничной командировки. Это единственный способ уехать в Европу. Глазунов об этом знает лучше других, он лично не раз подписывал ходатайства на отъезд многим петроградским музыкантам. Глазунова не выпускают. Тема отъезда громко не обсуждается, но, надо полагать, ближайшие соратники композитора знают о его планах больше не возвращаться в Россию. И запись в «Золотой книге», словно долгое прощание, – косвенное тому подтверждение.

В 1928 году Глазунова приглашают в Вену в жюри конкурса имени Шуберта. Наконец-то он получает разрешение на выезд.

29 января 1928 года в утреннем абонементном концерте Филармонический оркестр под управлением Александра Гаука исполняет в Большом зале русскую программу из сочинений Ляпунова и Глазунова: звучит его «Карельская легенда» и Третья симфония, посвященная Чайковскому.

Главная тема симфонии становится эпиграфом к новой записи, сделанной в «Золотой книге» во время репетиций. Публикуется впервые:

Вновь посетил зал филармонии, где всегда имел много радости в общении с дивным оркестром Филармонии

28 янв. 1928 г.      А. Глазунов


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

И этот текст, с глаголами прошедшего времени, выглядит символичным жестом прощания, непростого и для самого композитора, и для его остающихся в Петрограде коллег.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Из Вены Глазунов переезжает в Париж, где и живет последние годы. До конца жизни он поддерживает контакты с консерваторскими и филармоническими музыкантами, а имя композитора сохраняется в афишах Филармонии. Газета "Музыкальные кадры", март 1946 года.

В 1972 году прах Глазунова был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств в Ленинграде, а в 2002 году, согласно завещанию приемной дочери композитора Елены Гавриловой-Гюнтер, его архив был перевезен из Мюнхена в Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

И. Р. 


ВИДЕО

Леонид Гаккель об Александре Глазунове

Леонид Гаккель об Александре Глазунове



Александр Глазунов

Александр Глазунов

Композитор 29 января 1928


Список премьер

  • 11 декабря 1917 г.

    В Капелле, Государственный оркестр под управлением автора Глазунов. «Песнь судьбы», драматическая увертюра для оркестра, соч. 84

Список сочинений

  • Бетховен

    Симфония № 5 до минор, соч. 67 Глазунов Торжественная увертюра, соч. 73

Концерты до 1921 года

  • Среда, 26 мая 1899 г.

    В Большом зале консерватории (из книги оркестра) С.-Петербург. по Высочайшему повелению Придворный симфонический оркестр участвовал в публичном собрании императорской Академии наук в Большом зале Консерватории в честь столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Исполнено Придворным симфоническим оркестром, артисткой Императорских театров Долиной, артистом тех же театров Ершовым и хором Русской оперы из 40 человек под управлением автора Глазунов. Кантата на юбилей Пушкина, слова К. Р. Из 5-ти частей
  • Вторник, 27 февраля 1904 г.

    В зале Дворянского собрания (из книги оркестра) С. Петербург. По Высочайшему Государя Императора повелению дан первый концерт в пользу состоящего под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны склада вещей для воинов на Дальнем Востоке. Дирижёры: А. К. Глазунов, Г. К. Флиге и Г. И. Варлих [вероятно, Глазунов дирижировал только своим сочинением, указанным ниже] Коронационная кантата, соч. 56 для соло, хора и оркестра, слова В.Крылова. Исп. г-жи Солистка Его Величества М. А. Славина, М. Я. Будкевич; Гг. А. М. Лабинский, Н. В. Троицкий, хор и оркестр
  • Четверг, 7 ноября 1913 г.

    В репетиционном зале (из книги оркестра) В 10 часов утра репетиция симфонического оркестра под управлением А. К. Глазунова музыки к Царю Иудейскому Е.И.В. Вел. Кн. Константина Константиновича
  • Суббота, 16 ноября 1913 г.

    В репетиционном зале (из книги оркестра) В 10 часов утра репетиция симфонического оркестра под управлением А. К. Глазунова в присутствии приглашённых А. К. Глазуновым лиц репетиция музыки к Царю Иудейскому Е.И.В. Вел. Кн. Константина Константиновича


Другие материалы

Софья Акимова

Софья Акимова

Сопрано 1887–1972
Борис Захаров

Борис Захаров

Фортепиано 1888–1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»