Персоны
Михаил Рейсон
Биография
Рейсон Михаил Борисович – скрипач, педагог.
В большой семье Рейсонов все девять (!) детей играли на музыкальных инструментах, несколько из них получили профессиональное образование в консерваториях Петербурга, Варшавы и Вены. Рано начали учить музыке и младшего Михаила. Восьмилетним ребенком он дал свой первый концерт в родном Белостоке, в 12 лет поступил в Петербургскую консерваторию к профессору Эммануилу Крюгеру, а позднее перешел в класс Сергея Коргуева (у него же учился старший брат Михаила, Владимир Рейсон, впоследствии скрипач Бостонского симфонического оркестра), у которого окончил аспирантуру.
Учителем Рейсона по классу ансамбля был Александр Глазунов, высоко ценивший дарование студента. Он ходатайствовал перед наркомом Луначарским об освобождении Рейсона от военной службы (скрипач все же служил в военном оркестре) и о выдаче ему коллекционной скрипки для занятий и выступлений.
Уехав в Москву сразу же после окончания консерватории, Рейсон по приглашению Луначарского начал выступать в его публичных лекциях. Складывалась и сольная карьера скрипача – он давал концерты в Москве, Ленинграде, гастролировал по стране, его талант виртуоза высоко оценивали критики. Параллельно музыкант работал в оркестре Большого театра, был концертмейстером Персимфанса («Первого симфонического ансамбля») – оркестра, выступавшего без дирижера.
В Ленинград он вернется в связи с печальными обстоятельствами: переиграв руку, Рейсон приезжает сюда лечиться. Впрочем, восстановится он довольно быстро, полностью пересмотрев свои воззрения на скрипичную технику. Своим опытом музыкант будет делиться со студентами: до войны Рейсон преподавал в Ленинградской консерватории, в эвакуации и сразу после войны – в Ташкентской, в начале 1960-х – в Горьковской консерватории, совмещая работу с насыщенной концертной жизнью.
Важное место в жизни Михаила Борисовича занимало ансамблевое музицирование. В 1920-е годы он был первой скрипкой Квартета им. Луначарского, в ленинградский период исполнил в ансамбле с Надеждой Голубовской циклы сонат Моцарта и Бетховена, играл первую скрипку в Квартете имени Леопольда Ауэра, с которым выступал и в Большом зале филармонии.
Сотрудничество с Филармоническим оркестром Михаил Рейсон начинает в 1927 году: на летний сезон в Кисловодск его берут концертмейстером, там же скрипач впервые солирует с оркестром. В Большом зале он появится лишь через несколько лет и то по случаю: в 1931-м Рейсона спешно, за день, просят заменить заболевшего Мирона Полякина в Концерте Чайковского, дирижирует Александр Гаук. С этого момента имя Рейсона часто встречается на филармонической афише. Он исполняет концерты Моцарта, Баха с дирижерами Талихом, Похитоновым, Рабиновичем, Грикуровым. Но славу скрипача-виртуоза Рейсону приносит Паганини. Его пьесы, в том числе Кампанеллу, он играл в сборных программах, а Концерт Паганини (по-видимому, № 1) дважды исполнил с оркестром: 11 марта 1937 года под управлением немецкого дирижера Хайнца Унгера, а на своем последнем выступлении в Большом зале, 2 февраля 1941 года, под управлением своего коллеги по консерватории Эрнеста Венига. Ярким событием музыкальной жизни города называли сольный вечер Рейсона к столетию со дня смерти Паганини: его Концертное бюро филармонии организовало в ноябре 1940 года в консерваторском зале им. Глазунова.
«С труднейшей задачей артист справился блестяще. Теплота и проникновенность кантилены, заразительный ритм, подлинный артистический темперамент наряду с исключительным виртуозным мастерством, шутя преодолевающим головокружительные трудности, позволили артисту раскрыть очарование и блеск паганиниевской музыки», – писал рецензент о Рейсоне.
В послевоенные годы музыкант в Филармонии не играл, хотя концертировать продолжал еще долго, до 1970-х годов. В 2002 году была издана книга «М. Рейсон. Годы жизни и творческих исканий».
Концерты
-
9 апреля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – А. В. ГаукМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5
-
28 января 1932
(машинопись)
Вокальный вечер
В программе: Шопен, Даргомыжский, Кюи, Делиб, Штраус, Глинка-Ауэр, Паганини, Чайковский (без подробностей)
-
19 февраля 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Вацлав Талих (Прага)Бетховен. Музыка из балета «Творения Прометея». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром. Брукнер. Симфония № 2
-
18 апреля 1932
(анонс)
Закрытый концерт для рабочих организаций
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». «Ночь на Лысой горе». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Щелкунчик». Сборная программа
-
7 октября 1932
(анонс)
Вокальный вечер
Итальянская певица Минна да Леонэ (Милан)В программе: Верачини, Паганини, Верди, Перголези, Беллини, Скарлатти, Доницетти, Шуберт–Лист, Гоголь, Пуччини
-
28 января 1933
(анонс)
Вокальный вечер
Итальянский тенор Агостино КазавеккиВ программе: Глюк–Брамс, Шопен, Тургенев, Глюк, Тости, Россини, Гуно, Вивальди, Шиллингс, Малер, Массне, Тома, Доницетти, Чилеа
-
19 ноября 1933
(анонс)
Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева
В программе: Прокофьев
-
28 ноября 1933
2-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Даниил Похитонов
В программе: Бах, Рамо
-
11 ноября 1936
1-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Сонатный вечер
Михаил Рейсон
Надежда ГолубовскаяБетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 4. Соната для скрипки и фортепиано № 8. Соната для скрипки и фортепиано № 7
-
11 марта 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Хайнц УнгерСметана. Симфоническая поэма «Влтава». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света»
-
26 мая 1938
Камерный концерт
В программе: Чайковский, Баццини, Флотов, Тома, Вагнер–Лист, Лист, Дебюсси, Глинка, Рубинштейн
-
7 октября 1938
(рукопись)
Закрытый концерт для учащихся дворца пионеров и держателей годовых абонентов
В программе: Дворжак, Лист, Гуно, Брамс, Римский-Корсаков, Шопен, Хренников, Покрасс, Дунаевский
-
3 ноября 1938
1-й концерт молодежного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровБородин. Увертюра к опере «Князь Игорь». Лядов. «Кикимора». «Музыкальная табакерка». Глазунов. Вступление и танец Саломеи из музыки к драме «Саломея». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Бизе. Фрагменты из сюиты «Арлезианка». Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо. Равель. «Болеро»
-
8 декабря 1938
3-й концерт 3-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичБетховен. Увертюра «Кориолан». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. Бетховен. Симфония № 5
-
6 февраля 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Сонатный вечер
Михаил Рейсон, скрипка
Надежда Голубовская, фортепиано
Бетховен. Сонаты для скрипки и фортепиано №№ 1, 2 и 3
-
21 апреля 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии.
Вокальный вечер
Лидия ВырланЧайковский. Романсы. Камерные произведения
-
14 октября 1940
(черновая рукопись)
Закрытый концерт
(повод закрытия не указан)В программе: Сарасате, Баццини, Чайковский, Лысенко, Варламов, Лист, Соловьев-Седой, Глинка, Верди
-
2 февраля 1941
(рукопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест ВенигШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Весенние голоса». Полька. Галоп. Вальс «Сказки венского леса». «Персидский марш»