Персоны

Леонид Крейцер

1884–1953
Источник изображения: http://allpetrischule-spb.org
Леонид Крейцер

Биография

Крейцер Леонид Давидович (1884–1953) – пианист.

Биографию Леонида Крейцера неспокойный ХХ век разделил на три этапа: Россия, Германия, Япония.

Уроженец Санкт-Петербурга, он в 1906 году окончил Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у Анны Есиповой и сразу же уехал в Германию. Здесь в 1907-м Крейцер женится на композиторе Юлии Вейсберг (их брак продлился несколько лет), будет учиться дирижированию в Лейпцигской консерватории у Артура Никиша, выступать с концертами, начнет сочинять музыку – его балетом «Бог и Баядера» в 1920-м в Мангейме дирижирует Фуртвенглер. По приглашению Фуртвенглера в 1921 году Крейцер займет пост профессора Высшей школы музыки в Берлине.

Карьера музыканта обрывается в 1933 году: нацистский «Союз борьбы за немецкую культуру» вносит пианиста-еврея в черный список, что лишает его права преподавать и давать публичные концерты.

В 1934-м Крейцер приезжает в Ленинградскую филармонию. В Ленинград пианиста приглашали и раньше, но он по понятным причинам опасался приезда в Советский Союз (его племянники, сын и дочь родного брата, долгие годы проведут в лагерях). Теперь Крейцер не просто принимает приглашение, а прикладывает усилия, чтобы, спасаясь от фашизма, остаться в СССР уже в качестве профессора Ленинградской консерватории.

Крейцеру отказывают. Он уезжает в Японию, а в 1937-м становится профессором Токийской школы музыки, оказавшись одним из многочисленных представителей русской исполнительской культуры, внесших большой вклад в развитие японской фортепианной школы. Благодарные японцы поставили перед зданием Токийского университета искусств (бывшая Школа музыки) памятник Леониду Крейцеру и назвали его именем марку пианино, а посмертная маска пианиста хранится в Берлине – в Высшей школе музыке, где когда-то так благополучно складывалась карьера музыканта.

Приехав в Большой зал в сложнейший период своей жизни, Леонид Крейцер исполнил с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука Первый концерт Чайковского и сыграл сольный вечер: в его программе, кроме сонаты № 3 Шопена, была немецкая музыка – Гендель, Брамс, Шуман.

И. Р.


Концерты

  • 12 января 1934

    5-й концерт 1-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл по истории русской музыки
    Дирижер – Александр Гаук

    Глазунов. Симфоническая картина «Весна». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Глазунов. Симфония № 8

  • 14 января 1934

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Леонид Крейцер (Берлин)

    Гендель. Концерт для органа с оркестром. Брамс. Соната № 3. Шуман. Фантазия. Шопен. Соната № 3




Другие материалы

Борис Корнилов

Борис Корнилов

Поэт 1907–1938
Ричард Крукс

Ричард Крукс

Тенор 1900–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»