Персоны
Арсений Котляревский
Биография
Котляревский Арсений Николаевич – органист, музыковед, педагог.
В начале ХХ века знаменитый лейб-акушер Дмитрий Отт установил в Императорском повивальном институте орган. Это было нововведение Отта, в речи к открытию инструмента он говорил:
«Орган – наиболее совершенный музыкальный инструмент и его использование станет не развлечением для больных,[…] а средством лечения и исцеления».
Именно под звуки этого органа 10 января 1910 года в Повивальном институте на Васильевском острове родился Арсений Котляревский. И в том, что он в итоге сам станет органистом, несомненно, видится некий символ. Мало того, однажды Котляревскому доведется прикоснуться именно к тому самому инструменту, который звучал во время его рождения: в 1930-е годы орган из родильного дома перенесут в Большой зал Ленинградской филармонии, где в марте 1936-го года выступит музыкант!
К этому времени Котляревский уже окончил Ленинградскую консерваторию как музыковед у Романа Грубера (1935), продолжал учиться как органист у Исайи Браудо (диплом он получит в 1938-м). Еще студентом он начинает преподавать. Сначала в музыкальном училище, затем в консерватории. Сюда Котляревский будет возвращаться и в послевоенные годы: его консерваторский класс возобновит работу в 1944–1947, он числится педагогом и в 1950–1951 годы. Но основная его деятельность теперь связана с другими городами.
В 1941-м Котляревский вместе со своей женой, органисткой Верой Бакеевой, попадают в Ташкент. Сюда по инициативе музыканта перевезут первый в Средней Азии орган и откроют органный класс в местной консерватории. В 1951 году Котляревский перебирается во Львов, где проводит 10 лет, – заведует кафедрой камерного ансамбля Львовской консерватории, является проректором по научной работе, читает лекции по истории музыки. С его именем связано возрождение во Львове органных вечеров, реставрация органов, которые перевозят из заброшенных костелов в концертные залы. Котляревский выступает сам, добивается приглашения известных органистов из Европы, ездит консультировать органных мастеров по всей Украине.
В 1961–1968 Арсений Котляревский – ректор Новосибирской консерватории. Этой должности он лишится после организации в консерваторском зале концерта опального Александра Галича. Музыкант на год переедет в Донецк, а в 1970-м, наконец, получит собственный органный класс в консерватории в Киеве. При участии Арсения Николаевича здесь, в бывшем Николаевском костеле, разрушенном во время войны, был открыт Республиканский дом органной и камерной музыки, художественным руководителем которого Котляревский оставался до конца жизни. К 90-летию музыканта по всей Украине, в десяти городах, прошли 80 (!) концертов его памяти. Масштабную мемориальную акцию организовала Ассоциация органистов и органных мастеров Украины.
На сцене Большого зала Ленинградской филармонии Арсений Котляревский впервые появился в необычном проекте: в 1936 году в концерте Автономной научно-технической секции при Союзе композиторов он играл не только на органе, но также был участником экспериментального Ансамбля четвертитоновой музыки, исполняя сочинения основателя Ансамбля Георгия Римского-Корсакова на специально настроенной фисгармонии.
В 1938-м имя Котляревского снова появляется в филармонической программке, но не среди участников концерта: Арсений Николаевич ведет беседу об органе в антракте. А в 1972-м году Котляревского пригласили в Большой зал выступить в сборном концерте к открытию отреставрированного органа: музыкант исполнил пьесы Баха и Кодаи. Это был его последний выход на сцену Ленинградской филармонии.
О. Р.
Концерты
-
21 марта 1936
(машинопись, 2 страницы с оборотами)
Электро-музыка. 1/4 тоновая музыка. Графический звук
Концерт-демонстрацияВ программе: Моцарт, Бах, Гендель, Римский-Корсаков, Бетховен, Джулиани, Таррега, Маневич, Шуберт, Г. Римский-Корсаков, Р. Малаховский, Чайковский, Лист, Бизе, Н. Тимофеев, Вагнер
-
22 января 1938
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровБетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Желобинский. Отрывок из оперы «Мать»