Персоны
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Биография
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова – коллектив, созданный в Москве в 1936 году, как Государственный симфонический оркестр Союза ССР.
Первый концерт Госоркестра СССР состоялся в Большом зале Московской консерватории 5 октября 1936 года. За пультом стояли Эрих Клайбер и Александр Гаук. Он станет первым главным дирижером оркестра (1936–1941).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Уже к концу сезона в апреле 1937 года Александр Васильевич Гаук приезжает с Госоркестром СССР на гастроли в Ленинград. В Большом зале филармонии музыканты дают пять концертов. В мае 1940 года Госоркестр вновь играет в Большом зале – три концерта с главным дирижером, три – под управлением
Александра Мелик-Пашаева, который на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров (1938) делит II премию с Натаном Рахлиным. Именно Рахлин будет руководить оркестром в годы войны (1941–1945), но в Ленинграде вместе они выступят лишь в декабре 1954 года на первых послевоенных гастролях оркестра в Большом зале: 14, 21 и 22 декабря дирижирует Рахлин, 24 декабря – Геннадий Рождественский, 12, 16 и 26 декабря – главный дирижер ГСО СССР Константин Иванов. На должности руководителя коллектива Иванов проведет почти 20 лет (1946–1965) и в 1962-м вновь приедет со своим оркестром в Большой зал. Под его управлением столичные музыканты играют 27 и 29 ноября, а 1 и 2 декабря за пультом стоит Евгений Светланов, в то время главный дирижер Большого театра.Госоркестр СССР с дирижером Натаном Рахлиным, 1954 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С Геннадием Рождественским, 1954 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С Константином Ивановым, 1962 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1965-м Светланов возглавит Государственный симфонический оркестр Союза ССР и будет руководить им до 2000 года. Тяжелые 1990-е станут испытанием для взаимоотношений коллектива и его шефа. Расстанутся они плохо, и Светланов будет вынужден уволиться. Но 35 лет совместной работы войдут в историю оркестра, как «эра Светланова» – эра взлета коллектива, эталонных записей, всемирного признания, масштабных гастролей. Со Светлановым Госоркестр приезжает и в Большой зал Ленинградской филармонии: в 1965-м (5 концертов в феврале–марте), в апреле 1966-го (4 концерта), по три концерта оркестр дает в ноябре 1969-го и в январе 1971-го, четыре – в январе 1972 года.Госоркестр СССР с Евгением Светлановым, 1966 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После длительного перерыва Госоркестр ССР выступит в Большом зале в мае 1988 года в двух концертах Международного фестиваля «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами». Форум посвящен современной музыке, и программу делят между собой разные дирижеры. Светланова среди них нет. 3 февраля 1989 года он даст в Большом зале со своим оркестром концерт памяти Евгения Мравинского, а 5 февраля представит программу из собственных сочинений. Великим ушедшим музыкантам Светланов посвятит один из концертов следующих гастролей с оркестром – памяти Герберта фон Караяна в марте 1990-го и памяти Леонарда Бернстайна в феврале 1991 года. Это был последний визит в Ленинградскую филармонию коллектива под названием «Государственный академический симфонического оркестр СССР».
В конце августа Филармония станет Петербургской, и москвичи приедут сюда на три концерта в феврале 1992 года, как Государственный академический симфонический оркестр под управлением Светланова. Вскоре коллектив определится с названием: Государственный академический симфонический оркестр России. В октябре 1998-го он дает три концерта, приуроченные 70-летию Евгения Федоровича Светланова, который приезжает со своим оркестром в Большой зал последний раз. Завершающая гастроли программа называется «Великие хиты уходящего века».
В историю уходила и светлановская эпоха Госоркестра. Расставание с ним не принесет коллективу удачи. Музыканты не сработаются ни с Василием Синайским, который руководит оркестром лишь два года в 2000–2002 (вместе они выступят в Большом зале 7 сентября 2014-го), ни с Марком Горенштейном – годы работы с ним (2002–2011) станут временем раскола и разочарований. С Горенштейном Госоркестр России приезжает в Большой зал на два концерта в феврале 2004 года. А в мае 2005-го оркестру присваивают имя Евгения Светланова (дирижер уйдет из жизни в 2002-м). И в итоге оно становится для коллектива оберегом.
В 2011 году пост главного дирижера займет музыкант новой формации, молодой интеллектуал, талантливый Владимир Юровский, и у оркестра вновь начинается насыщенная жизнь – с гастролями, фестивалями, интереснейшими программами, новой музыкой и с появлением «композитора-резидента» (первый опыт среди российских оркестров).
На свои первые с оркестром гастроли Владимир Юровский приезжает в Большой зал Петербургской филармонии на Международный фестиваль «Площадь Искусств»: 23 декабря 2012 года музыканты исполняют симфонию № 5 Малера и петербургскую премьеру симфонии № 3 Сильвестрова. Она посвящена памяти Наталии и Сергея Кусевицких, того самого Сергея Кусевицкого, который в начале ХХ века руководил бывшим Придворным и будущим петербургским Филармоническим оркестром. Так Юровский «поклонился» Большому залу и его истории, в которой есть и страницы, связанные с Государственным оркестром имени Светланова.
Не случайно в год 100-летия филармонии Светлановский оркестр выступает в Большом зале в серии юбилейных концертов. Вопреки всем обстоятельствам (пандемия свела к минимуму концертную жизнь во всем мире) 20 ноября оркестр под управлением Владимира Юровского играет программу из Вагнера и Бетховена – самых исполняемых авторов первого филармонического сезона.
Это был 60-й на момент публикации текста концерт Госоркестра в Петербургской филармонии.
И. Р.
Концерты
-
21 апреля 1937
7-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукРимский-Корсаков. «Испанское каприччио». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Стравинский. Сюита из балета «Петрушка»
-
23 апреля 1937
6-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукПрокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Гедике. Концерт для трубы с оркестром. Веприк. «Песня ликования». Желобинский. Симфония «Драматическая»
-
24 апреля 1937
12-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. «Франческа да Римини». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Римский-Корсаков. «Шехеразада»
-
25 апреля 1937
12-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 1. Симфония № 9
-
15 мая 1940
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукВагнер. Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Нюрнбергские мейстерзингеры». Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Тристан и Изольда», «Тангейзер»
-
17 мая 1940
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр ГаукШапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом»
-
18 мая 1940
(программа с составом артистов Госоркестра)
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр Мелик-ПашаевЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Симфония № 4
-
20 мая 1940
(программа со списком артистов Госоркестра)
Гендель
Оратория «Самсон»
-
21 мая 1940
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр Мелик-ПашаевСкрябин. Симфония № 2. «Мечты». Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
23 мая 1940
(программка с портретом П. И. Чайковского)
Симфонический концерт
Государственный симфонический оркестр Союза ССР
Дирижер – Александр Мелик-ПашаевЧайковский. Симфония № 5. Симфония № 6 «Патетическая»
-
12 декабря 1954
(гастрольный буклет с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановМясковский. Симфония № 27. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Итальянское каприччио.
-
14 декабря 1954
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЛист. «Мазепа», симфоническая поэма. Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром. Берлиоз. Фантастическая симфония
-
16 декабря 1954
Симфонический концерт
Бетховен. Симфония № 1. Симфония № 7.
-
21 декабря 1954
3-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Чайковский. «Манфред», симфония. Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере Тангейзер».
-
22 декабря 1954
(повтор программы 21 декабря)
Симфонический концерт
Чайковский. «Манфред», симфония. Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере Тангейзер».
-
24 декабря 1954
Симфонический концерт
Дворжак. Симфония № 9 («Из Нового света»). Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Лист. Прелюды.
-
26 декабря 1954
Заключительный концерт гастролей Государственного симфонического оркестра Союза ССР
Прокофьев. Симфония № 7. Чайковский. Симфония № 5.
-
27 ноября 1962
1-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановР. Штраус. «Дон Жуан», симфоническая поэма. Эшпай. Симфония № 2. Чайковский. Симфония № 5.
-
29 ноября 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановБетховен. Увертюра Леонора № 3. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 Героическая.
-
1 декабря 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений Светланов
Стравинский. «Весна священная», музыка балета. Скрябин. Симфония № 1.