Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 13 января 1953 в МЗФДневник ИСКУССТВ
Концерт Л. О. Гриценко
ЗАМЕТКИ СЛУШАТЕЛЯ
На состоявшемся недавно в Малом вале имени М. И. Глинки Филармонии концерте Л. Гриценко слушатели могли не раз вспомнить слова Ф. Шаляпина: «В опере надо петь так, как говорят».
Камерному певцу это требование выполнять еще труднее, потому что на концертной эстраде нет ни театрального костюма, ни партнеров. Исполнитель должен даже в самом коротком романсе суметь раскрыть всю глубину созданного композитором и поэтом образа, убедить широкую аудиторию, заставить ее поверить в правильность этого образа. Эту задачу успешно разрешает артистка Гриценко.
Лилия Олимпиевна Гриценко — драматическая актриса. Ленинградцам она знакома по гастролям Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, на сцене которого сыграла роль Нины в спектакле «Грибоедов».
Выступление Гриценко как камерной певицы (она занималась у А. В. Неждановой) привлекло много слушателей. В программе концерта были романсы русских композиторов. Тонкое проникновение в стиль, правдивость чувства, богатство оттенков настроения характеризуют исполнение этой незаурядной артистки.
Романсы Чайковского «Забыть так скоро», «Средь шумного бала», «Он так меня любил», Римского-Корсакова «На холмах Грузии» оставили глубокое впечатление. У Гриценко лирическое сопрано красивого тембра. Лучше всего ее голос звучит в среднем регистре. «Верха» же явно не разработаны и поэтому довольно резки. Недостаток этот особенно ощущался при исполнении романсов «Кабы знала я, кабы ведала» Чайковского, «В молчанье ночи тайной» Рахманинова, «О, если б грусть моя» Глиэра. Живо и поэтично прозвучала «Армянская серенада» Василенко.
Все второе отделение было посвящено так называемым «бытовым» романсам композиторов начала XIX в. Подобные сочинения больше подходят дарованию артистки. В варламовских романсах «Мне жаль тебя», «Напоминание» и «Черной шали» Верстовского не ощущалось того налета салонности и дешевой мелодрамы, которых нелегко бывает избежать и опытным исполнителям. Певица тонкими штрихами сумела передать содержание вальса Булахова «Нет, не люблю я вас», «Матушка-голубушка» и «Право, маменьке скажу» Гурилева. Нельзя сказать, что у молодой артистки на первом плане не пение, а игра. Напротив, жест ее очень скуп, а большая музыкальность и прекрасная дикция позволяют ей достигать большой выразительности.
Жаль, что из романсов Глинки исполнялись лишь «Жаворонок» и «Как сладко с тобою мне быть». Если судить по исполнению, можно думать, что Глинка наиболее близок творческому облику Л. Гриценко.
Пианист М. Брохес чутко и выразительно провел свою партию и во многом способствовал успеху концерта.
Л. Федорова