Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 14 октября 1947 в БЗФКонцерт молодых музыкантов
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ ПРАЖСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
Их возраст — от 20 до 26 лет. Самый старший — Исаак Рогинский — лишь недавно стал ассистентом Ленинградской консерватории, младший — Мстислав Ростропович еще студент Московской консерватории, Арнольд Каплан и Леонид Коган — самые молодые солисты Московской филармонии.
Все четыре музыканта — представители той музыкальной смены, которая выдвинулась за последние полтора-два года и показала свои достижения на Международном фестивале демократической молодежи в Праге. На этом фестивале Каплан, Коган, Ростропович и Рогинский заняли первые места.
Успехи советской музыкальной школы, выращивающей новые яркие таланты, известны всему миру. Наш советский слушатель привык к тому, что еще в стенах учебного заведения учащиеся достигают значительных ступеней мастерства, и подходит к оценке выступлений молодежи без всяких «скидок на молодость», со всей строгостью и взыскательностью. Лауреаты международного фестиваля вполне отвечают таким требованиям.
Самое яркое впечатление оставляет виолончелист Мстислав Ростропович, еще до Пражского фестиваля удостоенный звания лауреата на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Он умеет до предела использовать выразительные возможности виолончели — этого самого «певучего» струнного инструмента. Ученик известного педагога профессора С. М. Козолупова, Ростропович воспринял в школе своего учителя полную свободу владения инструментом и умение подчинять все технические средства художественному замыслу. В той глубине и серьезности, с которой молодой музыкант подходит к трактовке произведений Чайковского, Баха, Прокофьева, сказывается многообразие его художественных интересов. Ростропович совершенствуется в классе композиции, фортепиано, изучает философию, литературу.
Исаак Рогинский, лауреат Пражского фестиваля по группе духовых инструментов, — кларнетист.
К сожалению, у нас мало делается для пропаганды лучших исполнителей-духовиков. Тем более похвальна инициатива Филармонии, предоставившей Рогинскому половину первого отделения концерта. Кларнетист сыграл «Адажио» Баха и «Концерт» Мана. В «Концерте» Рогинский показал мастерское техническое владение кларнетом, но самым волнующим и высокохудожественным было исполнение «Адажио». Чистой, светлой проникновенности этой музыки как нельзя лучше отвечал тембр инструмента, который подчас звучал с певучестью человеческого голоса.
Из всех участников концерта Арнольд Каплан и Леонид Коган — музыканты с наибольшим эстрадным опытом. В этом, нам кажется, их достоинство и, в известной степени, недостаток, ибо, например, у Каплана эстрадная уверенность переходит нередко в стремление во что бы то ни стало «блеснуть» в каждом произведении внешними виртуозными эффектами. Поэтому ему не удаются глубокие сосредоточенные «Размышления» Чайковского, произведении Брамса, а лучше звучат виртуозные прелюдии Рахманинова, сюита из балета «Петрушка» Стравинского.
Леонид Коган играл в концерте с недостаточным волевым напором и не показал всех своих достоинств. В его программе также преобладали виртуозные сочинения, сыгранные уверенно и свободно. В сочинениях же, требующих широкого певучего дыхания («Меланхолической серенаде» Чайковского, «Вальсе» из балета «Золушка» Прокофьева), хотелось бы большей проникновенности, красоты Звука и точности фразировки.
Участники этого концерта только начинают свою исполнительскую деятельность. У них отличная школа, талант, верное музыкальное направление — все возможности, чтобы, совершенствуясь, достичь уровня, равного мастерству лучших представителей советского искусства.
С. Хентова