Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 22 ноября 1924 в БЗФА. К. Глазунов в Филармонии
Дирижерское искусство — одно из тех, полное овладение которым требует непрекращающейся практической работы и непрерывного практического искуса.
Последний и текущий симфонические сезоны сложились в этом отношении чрезвычайно благоприятно для работы А. К. Глазунова в этой области.
Единичные его выступления с программами собственных сочинений сменились за последнее время довольно частыми всхождениями его на дирижерский пульт и теперь уже не только с передачей собственного творчества, но и в положении дирижера, вскрывающего звуковую оболочку творчества других авторов.
Результаты не замедлили сказаться: облик А. К. Глазунова-дирижера определился с большей точностью, уверенностью, глубиной.
Взмах его стал точнее, разнообразнее, гибче. Его авторитет, как музыканта, помог ему найти себе уважение и признание дирижера и в положении руководителя оркестрового аппарата. Нечего говорить, что громадное чутье музыки в самом чистом смысле этого слова, пронизавшее все сочинения А. К. Глазунова, и здесь оказалось вернейшей и надежнейшей опорой во всех его выступлениях как дирижера: замечательные, просто «классические» темпы воспроизводимых им пьес, прекрасная способность единого охвата целого, свойственная лишь крупнейшим мастерам, все это в целой создает самое восторженное отношение ко всему им исполняемому и заставляет аудиторию внимательно прислушиваться к его дирижерским замыслам и толкованиям.
В последнем вечере Филармонии в центре программы стояла IV симфония.
Ее исполнение и оказалось в центре интереса последнего вечера. Проведенная автором с большим под’емом и временами даже увлечением, симфония эта предстала пред нами в обличии лучших сторон Глазуновского творчества: широкой мощи фактуры, богатейшего мелоса, пафоса светлых торжеств и светлой радости, архитектонических достижений и инструментальной многозвучности. Аудитория требовала даже повторения восхитительного скерцо – редкое явление за последнее время в симфонических вечерах.
Исполненные в первый раз по рукописи вариации для струнного оркестра — переложение отрывка из неизданного квартета, принадлежащего давним годам творчества Глазунова. Вариации звучат прекрасно, но в целом оставляют впечатление некоторой вялости и однообразия.
Н. Стрельников