Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 5 марта 1925 в БЗФ
Ненужное Виртуозничество
Концерты М. Задора
Вот пианист, которому следовало бы родиться столетием раньше и начинать свои концерты с тех эффектных, но пустых и устарелых бисов, которыми он старался покрыть неуспех основной программы. Ибо его внешнее виртуозничество сродни той бисерной технике, которая была представлена элегантным немецким стилем Гуммеля и Фильда. Но с точки зрения нового более грандиозного рояля у М. Задора нет надлежащей техники: его октавы не звучат, пассажи не всегда чисты, полифония не выделяется, а звук однообразен, тощ, бесцветен. Это вечное пребывание в среднем, по силе, звуке.
Можно только удивляться, что так односторонне вооруженный артист мог с таким шумом и рекламой появиться в городе пианистов, городе Рубинштейна и Гензельта.
Да и с точки зрения подхода к искусству, Задора нам совершенно чужд. Не выковала ли революция иных требований динамизма, идейного воодушевления, мужественного ритма, которым Задора удовлетворить не в состоянии.
Поверхностный виртуоз искромсал Шопена на втором своем концерте: получилась картина разрушения Шопеновского творчества, сведенного со своих высот к простой технической забаве. Куда делся романтический поэт революций 30-х годов.
Особенно пострадали прелюдии. В одной прибавлены такты, в другой между тактами вставлены непозволительные паузы, третья совсем смята, две прелюдии пропущены.
Манерные обрывы, отсебятины, ломка темпов, замена Шопеновской выразительности рекордной скоростью — вот печальные итоги концерта.
Радин