Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 6 мая 1925 в БЗФСимфонический концерт Хайнца Унгера
Последним в текущем сезоне заграничным гастролером Филармония выписала берлинского дирижера Унгера. Если бы не очевидная абсурдность подобной мысли, можно было-бы подумать, что Унгер сам захотел повредить себе в глазах ленинградских музыкантов. Выбранная им программа ни в какой мере не обнаруживает всех сокрытых в нем данных и чаще заставляет предугадывать, чем констатировать.
Унгер молод, а для дирижера — даже слишком молод. Именно это и позволяет утверждать, что хотя ему и предстоит еще многое раскрыть на своем жизненном пути, он тем не менее имеет все основания развернуться в крупную художественную величину. Даже сейчас у него дает себя явно чувствовать много таких достоинств, которые встречаются далеко не у всякого дирижера. Прежде всего, Унгер — высоко культурный музыкант, обладающий не только внешним техническим мастерством, но и отчетливым внутренним знанием того, чего он хочет добиться от оркестра в процессе своего исполнения. Он, несомненно, ощущает целостность формы и потому легко планирует, не смущаясь самым широким композиционным масштабом, в чем ему оказывают существенную поддержку четкий органически ритм и огромная психологическая выдержка.
Но на вчерашнем концерте Унгер еще никак себя не успел по-настоящему выявить. Моцарт и Бетховен — это не те композиторы, в которых Унгер уже может себя показать. Однако, и здесь характерно, как постепенно изменялся облик дирижера, когда он переходил от эмоционально чуждой ему серенады Моцарта к заключительной пятой симфонии Бетховена. Можно думать, что Унгер еще развернется не только в далеком будущем, но и здесь, у нас на глазах, ответив на все то, что мы вправе требовать от него и в данный момент, как от уже сложившегося значительного музыканта.
Солистами концерта выступили И. Лукашевский и А. Рывкин, исполнившие «Symphonie concertante» Моцарта для скрипки и альта с оркестром. (Отмечу, кстати, превосходный аккомпанемент Унгера) Лукашевский, как солист, Ленинграду достаточно хорошо знаком, зато Рывкин своим отменным звуком и безукоризненной строгостью фразировки заставил пожалеть, что мы его так редко слышим вне камерного ансамбля!
С. Гинзбург