Пресса
«Новая Вечерняя газета»
О концерте 6 мая 1925 в БЗФСимфонический под управлением Хайнца Унгера
В период русской революции в Германии выросло и начинает выявлять свои художественные силы новое поколение дирижеров. В течение истекающего сезона мы познакомились с Германом Абендротом, Отто Клемперером и — вчера — с Хайнцем Унгером.
Германия, попрежнему, осталась рассадником наиболее талантливых дирижеров, проходящих там серьезную школу и умеющих влиять на оркестровую массу.
Это блестяще доказали гастроли названных артистов.
Последний и, повидимому, младший из них выделяется не только своим, бьющим ключом, темпераментом — им обладал в достаточной мере и Клемперер, но и серьезной глубиной своих стремлений. В нем полное отсутствие рисовки, самовлюбленности, присущей многим даже талантливым дирижерам. Он живет, он горит сам, он увлекается.
Дирижер «Общества друзей музыки» в Берлине и пользующегося заслуженной репутацией Cecilienchor’а, Унгер, несомненно, прошел очень солидную школу. Поэтому он и не побоялся выступить с исключительно сложной и ответственной программой.
Только Моцарт и Бетховен.
Но Моцарт — с крупной по об’ему и чудесной Д-dur'ной серенадой и виртуозной симфонией concertante Es-dur. А Бетховен — не только с пятой, но еще и с большой фугой для струнного оркестра в редакции Вейнгартнера.
Если камерная серенада Моцарта нисколько не теряет при исполнении в «увеличенном масштабе» небольшого симфонического оркестра (она написана для ансамбля 11 инструментов), то, напротив, B-dur-ная фуга Бетховена op. 133, из струнного квартета превратившись в оркестровую пьесу, — потеряла свой художественный смысл. Бетховен написал ее именно для струнного квартета (и остроумно обозначил: «tantot libre tantot recherchée» - «то свободно, но тщательно отделывая»), и в оригинальной редакции она производит впечатление не только своим родством с отзвуками IX симфонии, но и всей мощной концепцией. В большом ансамбле звучность расплылась и вызвала скуку, конечно, по вине Вейнгартнера, а не дирижера.
V симфонию Бетховена Унгер провел с большим увлечением, хотя в средних частях и несколько тяжеловато. 7-я серенада Моцарта — это ряд бесценных жемчужин. Ритмическое однообразие (преобладает темп менуэта) искупается бесконечным изяществом и певучестью. Какое изумительное разнообразие в «устаревшем» для Дон-Кихотов модернизма Моцарте: после галантной серенады салонного характера вдохновенный и серьезный концерт для 2-х скрипок с оркестром (сольные партии скрипки и альта были отлично переданы И. О. Лукашевским и А. М. Рывкиным). Народу, жаждущему света, Моцарт и Бетховен еще долго будут животворящим солнцем. С ними он скорее приобщится к подлинному искусству и уразумеет его. Как хорошо сделал молодой дирижер общедоступных берлинских концертов, что выступил с этими двумя именами!
Н. Финдейзен