Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 7 октября 1925 в БЗФОткрытие Филармонии
Торжественным концертом, посвященным произведениям А. К. Глазунова, под управлением автора и при участии пианиста Шмидта, певцов Тарновской и Куклина и хора Госуд. Акад. Капеллы открылся зимний сезон Ленинградской Филармонии.
Концерт внешне был связан с недавно истекшим шестидесятилетием со дня рождения маститого композитора и естественно поэтому принял праздничный оттенок радостного чествования великого мастера окружающими его музыкально общественными кругами, счастливыми видеть в нем не только славный символ высот русского музыкального искусства, но и всегда близкого нам мудрого учителя, сердечного наставника и искреннего друга всех тех, для кого музыка есть отображение и средоточие жизни.
Мне кажется, я не ошибусь, если буду утверждать, что мы все так благоговейно и любовно относимся к имени Глазунова именно потому, что чувствуем в нем не просто гениального художника, уже пополнившего сокровищницу музыкальной литературы не одним произведением мирового значения, но — живого музыканта-творца, таящего в себе необъятные внутренние силы созидания, органически неиссякающие, несмотря ни на какую интенсивность их реализации.
Вот почему всякий праздник Глазунова — это не формальное подведение итогов того или иного ушедшего периода его жизненного и творческого пути. Это — утверждение социального бытия современного русского композитора вообще, в лице его старейшего, славнейшего и достойнейшего представителя — Глазунова.
Поэтому имя Глазунова обязывает. Не знаю, так ли это понимает Филармония, но я думаю, что открытие сезона Глазуновским праздником логически не может не повлечь за собой других праздников современного русского композиторства, ибо Глазунов, конечно, есть символ живой жизни, а не мертвой традиции.
На Филармонии, вступающей в новый зимний сезон, лежит теперь огромная моральная ответственность. Филармония не может и не должна быть больше одним только концертным агентством, систематически организующим у нас, в Ленинграде, симфонические и камерные концерты. Это было возможно и необходимо в недавние, но уже, в счастью, былые годы, когда приходилось заботиться лишь о возрождении — ценой любых усилий — временно заглохшей петербургской музыкальной культуры.
Но теперь, когда музыкальная интенсивность и устремленность города достигла почти небывалых размеров, Филармония должна также стать одним из наиболее активных строителей новой ленинградской музыкальной культуры, памятуя свое социальное значение и свой социальный долг.
Общественный долг Филармонии — приют и покровительство современной музыке, молодым композиторам и молодым исполнителям. Без этого она будет или только государственной антрепризой (а этого еще слишком мало!), или музеем музыкальной старины. Славное же имя Глазунова, украсившее собой открытие сезона, обязывает к отказу и от того, и от другого!
С. Гинзбург
Глазунов
Вчера в Большом зале Госфилармонии состоялось торжественное чествование А. К. Глазунова по случаю 60-летия со дня его рождения. После исполненной под управлением юбиляра 5 симфонии, Глазунов был выведен на эстраду, где его приветствовали депутации от Госфилармонии, Ак. Капелы, Гос. Консерватории, учащихся Консерватории, Акоперы и мн. др. Юбиляру была поднесена лира из живых цветов. Наполнившая зал публика присоединилась в чествованию и устроила А. К. Глазунову шумную овацию.