Пресса

4 января 1926

«‎Красная Вечерняя газета»

О концерте 2 января 1926 в БЗФ

Новинки в Филармонии

Последний симфонический концерт под управлением Гаука был одним из интереснейших. В программе — новинки. Среди них — одна блестящая виртуозная ария из красивой оперы Рих. Штрауса «Ариадна». Это труднейшая и эффектнейшая пьеса. Чтобы исполнить ее, надо обладать подлинным артистизмом. Нельзя не приветствовать выступления Горской в этой ответственной арии, потому что, исполнив ее, артистка показала не только умение преодолевать щедро раскиданные композитором трудности, но обнаружила музыкально-художественную чуткость и изысканный вкус. Всегда присущие Горской свойства: чистота и тонкость отделки особенно сказались здесь, в новой вещи, не будучи порабощены привычными инерционными навыками, как это имеет место в старом, изжитом репертуаре.

Другой новинкой были отрывки из оперы-легенды «Палестрина». Автор оперы — Пфицнер, видный германский композитор, совсем неизвестный у нас. Пфицнер не принадлежит к числу темпераментных завоевателей в музыке. Он из тех композиторов, про которых обычно говорят: симпатичное дарование при глубоком и серьезном отношении к своему художественному credo. Идеалы Пфицнера не современны для нас. Композитор идет сквозь парсифалевские настроения и по путям размышлений вагнеровского Ганса Сакса, в плане немецко-национальном. Но там, где Пфицнер, благодаря мастерству, вкусу и культуре звукомышления, красиво и умно стилизует свои намерения, его музыка становится интересной и привлекает к себе теплотой и благородством. В этом смысле, лучшим из исполненных трех вступлений к трем актам оперы является красиво мечтательное третье (к III акту). Бурная и смятенная музыка вступления ко II акту — не в характере Пфицнера.

Впрочем, здесь играет роль иллюстративный момент и сценическая ситуация. Вступление к I акту аскетически ясно и сурово. Но, все-таки, музыка и здесь, выдает свою стилизаторскую природу: желанная и искомая искренность и наивность легенды не достигнуты, благодаря явно ощущаемой нарочитости многих последований. Недостатки всей оперы Пфицнера, недавно еще столь популярной в Германии: созерцательная расплывчатость и расплывчатая созерцательность. Достоинства: Пфицнер опытный хороший стилист (хотя неловкий стилизатор, ибо его Палестрина не из Италии).

Наши дирижеры заслуживают общественной признательности и горячей поддержки в своем стремлении (естественном для живых музыкантов) оживлять застарелые программы. Работая над собой и совершенствуясь, они в то же время повышают вокруг себя художественный уровень и пытаются омолодить ужасающие своей реакционностью вкусы. Гаук красиво и выразительно (хотя со свойственной ему мягкостью и робкой деликатностью) провел два крайних вступления и затейливый аккомпанемент арии.

Жаль, что Акфилармония стыдливо спрятала содержательную программу в закрытый концерт, тогда как, повторяю, одно уже выступление Горской в упомянутой арии надо считать ярким событием среди музыкальных будней.

Игорь Глебов



Другие материалы

Январь 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 1

Госакфилармония
Январь 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 2

О концерте 2 января 1926 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»