Пресса
«Жизнь искусства»
О концертах 6, 10, 13, 17 и 20 декабря 1927 в БЗФКвартет Амар-Хиндемит
Одним из самых значительных музыкальных событий первой половины сезона оказались концерты франкфуртского квартета Амар-Хиндемит. Они возбудили удвоенное внимание благодаря участию в квартете (в качестве альтиста) одного из крупнейших композиторов современности — Пауля Хиндемита.
Сказать, что квартет не только оправдал это внимание, но и превзошел все ожидания, — было бы мало. Нужно признать, что такого совершенного ансамбля мы еще не слыхали. В исполнении этого квартета оживают мельчайшие детали партитуры. Не приходится говорить о техническом совершенстве, чистоте интонации, богатстве штрихов, изумительном единстве „дыхания“. Ансамбль представляет собой единый организм и, как бы ни увлекались исполнители, какой бы темп они ни избирали, — они остаются всегда при общей „пульсации“.
Самое поразительное в квартете — это чувство стиля. Стравинский, Шуман, Барток, Верди, Кодаи, Бетховен — индивидуальная физиономия каждого композитора вырисовывается с импозантной выпуклостью.
Технический аппарат каждого из исполнителей доведен до совершенства, и у каждого — свои примечательные особенности: сверкающая, элегантная, „французская“ звучность Амара (1-скрипка); из ряду вон выходящее „пиццикати“ Франка (виолончель); теплый, мягкий звук Каспара (2-я скрипка). Но всех превосходит Хиндемит. Вопреки всем школам и „постановкам“, невероятной простотой и легкостью обращает он свой альт то в скрипку, то в виолончель. Исполненная им собственная соната для альта соло заставила забыть все представления о природных границах технических возможностей и удивила мощью звучности, доселе не извлекавшейся из смычкового инструмента.
Широкий репертуар позволил не только оценить достоинства ансамбля, но и познакомил нас с новинками: „Серенадой“ Кодаи и упомянутой сонатой Хиндемита. Впервые услышали мы в совершенном исполнении второй квартет Бартока, „концерт“ Казеллы, „Концертино“ Стравинского, струнное трио и квартеты Хиндемита и, наконец, познакомились с чудесным струнным трио Регера.
Полнокровная, здоровая, мужественная музыка Хиндемита, усвоившего лучшие традиции германской музыкальной культуры и цехового мастерства, проникнутая исключительным знанием полифонии, динамикой и ритмами современности, произвела глубокое и сильное впечатление, вызывая при всяком исполнении восторженные отклики аудитории.
Ю. Вайнкоп