Пресса

18 октября 1933

«Красная газета»

О концертах 15 и 17 октября 1933 в БЗФ

Первый концерт

На открытие Филармонии

Филармония вступает в новый сезон с большими декларациями и обещаниями: преодоление прежнего изолированного положения, активная производственная связь с различными музыкальными организациями — от консерватории до самодеятельного музыкального кружка, привлечение к участию в концертах Филармонии рабочих хоров и красноармейских оркестров, организация и руководство в заводских газетах отделами, посвященными музыке. Все эти новые задачи требуют значительной перестройки основных методов работы. Прежде всего большого внимания к советскому музыкальному творчеству до сих пор явно недостаточного. Новые партитуры, как правило, звучали лишь в революционные праздники и больше не исполнялись.

Первая программа симфонического сезона показательна для новых методов концертной работы Филармонии. Прежде всего она соединяет в себе «премьеру» — первое исполнение последнего произведения Д. Шостаковича (фортепианного концерта, написанного летом 1933 года) с показом классических образцов симфонической музыки (первой симфонии Брамса и «Тиля Эйленшпигеля» Рихарда Штрауса). Затем программа соединяет авторское выступление самого Шостаковича с выступлением хорошо известного в СССР немецкого дирижера Фрица Штидри, одного из наиболее выдающихся и частых у нас иностранных гастролеров, в известном смысле сжившегося с нашей концертной практикой и чрезвычайно интересующегося советским музыкальным творчеством. Программа открытия исполнялась дважды: 15 и 17 октября.

В центре внимания — новое произведение Шостаковича. Концерт написан в лаконичной форме сонатины для рояля, с сопровождением солирующей трубы и струнного квартета. Он несет в себе элементы нового фортепианного стиля, которые намечались у Шостаковича еще раньше — еще в «Афоризмах» и первой сонате (1927) и в 24 прелюдиях (весна 1933). Но что чрезвычайно существенно — в концерте первенствуют наименее развитые в музыке Шостаковича элементы лирики, спокойной и серьезной мысли, освобожденной от привычной смеховой интонации, от восприятия жизни через гротеск, через шарж. Лирическое «противоядие» — верно найденный художником путь дальнейшего саморазвития.

Штидри дирижировал с мастерством и убедительностью. Не только Брамс и Штраус — так сказать, родная стихия взрастившей его культуры, — но и сопровождение концерта Шостаковича, — технически сложное и стилистически своеобразное, были им выполнены превосходно.

В. Б.-Б.



Другие материалы

9 мая 1933

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 6 мая 1933 в БЗФ
16 октября 1933

«Красная газета»

О концерте 15 октября 1933 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»