Пресса
«Ленинградская правда»
О концертах 7, 11, 13 и 19 мая 1934 в БЗФАртур Рубенштейн
(Филармония)
АРТУР РУБИНШТЕЙН (Польша) — один из крупнейших мастеров европейского пианизма. Средствами фортепиано он владеет с редким совершенством и блеском. Его звук всегда мягок и глубок, а когда это необходимо — полон энергии и мощи. Технический аппарат его работает с необычайной пластичностью и свободой. Его исполнительский замысел также пластичен, рельефен, отчетлив.
В целом — искусство Артура Рубинштейна — это продукт большой музыкальной культуры. В его искусстве отражены: высокий техницизм, культ формы и стремление к декоративной эффектности звучаний. Наоборот, способность проникновения в глубину заложенной в музыкальном произведении идеи, способность к подлинному раскрытию этой идеи средствами музыкального выражения — гораздо менее характерны для исполнительского дарования Рубинштейна.
Поэтому музыка, подымающаяся до высот глубокой философской мысли, далеко не всегда убеждает в трактовке пианиста. Так, спорным оказалось его исполнение таких монументальных образцов этой музыки, как «Прелюдия, хорал и фуга» — Цезаря Франка, как «Карнавал» Шумана. Здесь внешний блеск никак не мог вознаградить слушателя за утрату франковской идейной глубины и шумановского романтизма. Значительно ближе к стилю оказалась передача А. Рубинштейном шопеновской лирики (концерт для фортепиано с оркестром).
Зато вершиной его достижений явилась интерпретация им современной западной музыки, правда небогатой идеями, но насыщенной блестящим живописным колоритом. Дебюсси, с тонкой звукописью его «Серенады» и «Кек-уока», Альбенис, с его испанской экзотикой, Мануэль де Фалья со своим превосходным «Танцем огня» и, наконец, Стравинский, с декоративною роскошью звучаний его «Петрушки», — все это было передано Артуром Рубинштейном с исключительной выразительностью и размахом.
А. Г.