Пресса

5 января 1941

«Однодневная газета Управления по Делам Искусств Ленгорисполкома»

О декаде советской музыки и эстрады 20 декабря 1940 – 5 января 1941

Некоторые выводы

Закончившаяся IV-я декада советской музыки и эстрады, явившаяся смотром лучших достижений наших композиторов и исполнителей, дала интересный материал для обсуждения вопросов, связанных с путями дальнейшего развития советской музыки и эстрады.

Первый вывод относится к вопросу о целесообразности совместного проведения декады советской музыки и эстрады. Правильная в принципе мысль о необходимости, наряду со смотром советской музыки, проводить и смотры советской эстрады, нашла не совсем правильные организационные формы в прошедшей декаде. Объединение смотра достижений советской музыки и эстрады носило механический характер и не было подготовлено эстрадой.

Спешная подготовка эстрады к прошедшей декаде сказалась и в том, что репертуар, с которым выступила эстрада, не был результатом лучших творческих достижений советских писателей и композиторов. Таким образом одно из требований, предъявляемых декадой — демонстрация лучших произведений советского искусства, — не было выполнено эстрадой. Эстрада продемонстрировала только свое исполнительское мастерство на самом разнообразном творческом материале, в который попали и вальсы Штрауса, и произведения советских композиторов и писателей.

Участие эстрады в декаде показало, что вопросами создания советского репертуара в эстраде по-настоящему не занимаются. За это несут ответственность наряду с руководством эстрадных организаций и Ленинградские отделения союза советских писателей и композиторов.

Хочется пожелать к следующей декаде, чтобы эстрада, в полную силу использовав свои артистические кадры, в союзе с нашими творческими организациями композиторов и писателей вышла на смотр более подготовленной.

По-иному выглядят результаты проведения декады в области советской музыки.

Скрипичный концерт Хачатуряна, квинтет Шостаковича, 21-я симфония Мясковского, — эти три крупных музыкальных произведения, впервые исполненные в концертах декады, — знаменуют новый интересный этап идейного и технического роста советской музыки. Сочетая в своих произведениях высокое композиторское мастерство с большой идейной насыщенностью, все три композитора, столь разные по характеру своего творчества, об’единены одним — глубоким философским постижением нашей действительности. Оптимистически жизнеутверждая свое познание сталинской эпохи в сфере инструментальной музыки, советские композиторы все дальше и дальше уходят от интимных психологических исканий, подчас представлявших интерес только для самих авторов и столь характерных для ник совсем недавно.

Идейный рост советской симфонической музыки бесспорен, и об этом убедительно свидетельствует ряд произведений, исполненных в концертах декады.

Тем досаднее, что целый ряд инструментально-камерных жанров советской музыки и количественно и качественно отстает от достижений советского симфонизма.

Прошедшая декада показала, что мы сильно отстаем и в области музыки для фортепиано, скрипки, виолончели, и в области камерно-инструментальной музыки, и концерта для инструмента с оркестром. Советские композиторы, за небольшим исключением, как-то сужают свои задачи, ограничивая себя работой в одном жанре, большей частью вокальном и оперном. Интенсивная работа композиторов над произведениями инструментальной музыки (симфония, квартет, соната и т. д.) принесет большую пользу и самим композиторам, повышая их технологическое мастерство, и всей советской музыке, ибо будут создаваться более зрелые оперные, вокальные, инструментальные произведения.

Дальнейший рост советской музыки в значительной степени зависит от творческого освоения композиторами всего жанрового многообразия музыки.

Слабо была представлена в концертах IV декады музыка так называемого легкого жанра, столь нужного, важного и любимого народом. Отсутствие этого жанра в концертах декады не есть результат «забывчивости» организаторов декады. Декада призвана показывать новое — и в этом ее смысл. К сожалению, интересных и новых произведений в области легкого жанра за последний год не было создано, а повторять на концертах IV-ой декады произведения, ранее написанные, значило бы лишний раз констатировать отсутствие новых достижений в этом жанре. Необходимо привлечь внимание наших крупных композиторов к проблеме создания музыки для оперетты, джаза, лирической песни и других форм этого жанра.

Многим композиторам, работающим в этой области, крайне необходимо относиться требовательнее к своей творческой продукции.

Большой интерес, проявленный трудящимися города Ленина к концертам декады советской музыки и эстрады, требует от композиторов и артистов создания произведений, достойных сталинской эпохи.

И. Гусин



Другие материалы

12 ноября 1940

«Смена»

О концерте 9 ноября 1940
3 декабря 1940

«Смена»

О концертах 27 ноября и 3 декабря 1940, БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»