Пресса
«Однодневная газета Управления по Делам Искусств Ленгорисполкома»
О декаде советской музыки и эстрады 20 декабря 1940 – 5 января 1941Некоторые выводы
Закончившаяся IV-я декада советской музыки и эстрады, явившаяся смотром лучших достижений наших композиторов и исполнителей, дала интересный материал для обсуждения вопросов, связанных с путями дальнейшего развития советской музыки и эстрады.
Первый вывод относится к вопросу о целесообразности совместного проведения декады советской музыки и эстрады. Правильная в принципе мысль о необходимости, наряду со смотром советской музыки, проводить и смотры советской эстрады, нашла не совсем правильные организационные формы в прошедшей декаде. Объединение смотра достижений советской музыки и эстрады носило механический характер и не было подготовлено эстрадой.
Спешная подготовка эстрады к прошедшей декаде сказалась и в том, что репертуар, с которым выступила эстрада, не был результатом лучших творческих достижений советских писателей и композиторов. Таким образом одно из требований, предъявляемых декадой — демонстрация лучших произведений советского искусства, — не было выполнено эстрадой. Эстрада продемонстрировала только свое исполнительское мастерство на самом разнообразном творческом материале, в который попали и вальсы Штрауса, и произведения советских композиторов и писателей.
Участие эстрады в декаде показало, что вопросами создания советского репертуара в эстраде по-настоящему не занимаются. За это несут ответственность наряду с руководством эстрадных организаций и Ленинградские отделения союза советских писателей и композиторов.
Хочется пожелать к следующей декаде, чтобы эстрада, в полную силу использовав свои артистические кадры, в союзе с нашими творческими организациями композиторов и писателей вышла на смотр более подготовленной.
По-иному выглядят результаты проведения декады в области советской музыки.
Скрипичный концерт Хачатуряна, квинтет Шостаковича, 21-я симфония Мясковского, — эти три крупных музыкальных произведения, впервые исполненные в концертах декады, — знаменуют новый интересный этап идейного и технического роста советской музыки. Сочетая в своих произведениях высокое композиторское мастерство с большой идейной насыщенностью, все три композитора, столь разные по характеру своего творчества, об’единены одним — глубоким философским постижением нашей действительности. Оптимистически жизнеутверждая свое познание сталинской эпохи в сфере инструментальной музыки, советские композиторы все дальше и дальше уходят от интимных психологических исканий, подчас представлявших интерес только для самих авторов и столь характерных для ник совсем недавно.
Идейный рост советской симфонической музыки бесспорен, и об этом убедительно свидетельствует ряд произведений, исполненных в концертах декады.
Тем досаднее, что целый ряд инструментально-камерных жанров советской музыки и количественно и качественно отстает от достижений советского симфонизма.
Прошедшая декада показала, что мы сильно отстаем и в области музыки для фортепиано, скрипки, виолончели, и в области камерно-инструментальной музыки, и концерта для инструмента с оркестром. Советские композиторы, за небольшим исключением, как-то сужают свои задачи, ограничивая себя работой в одном жанре, большей частью вокальном и оперном. Интенсивная работа композиторов над произведениями инструментальной музыки (симфония, квартет, соната и т. д.) принесет большую пользу и самим композиторам, повышая их технологическое мастерство, и всей советской музыке, ибо будут создаваться более зрелые оперные, вокальные, инструментальные произведения.
Дальнейший рост советской музыки в значительной степени зависит от творческого освоения композиторами всего жанрового многообразия музыки.
Слабо была представлена в концертах IV декады музыка так называемого легкого жанра, столь нужного, важного и любимого народом. Отсутствие этого жанра в концертах декады не есть результат «забывчивости» организаторов декады. Декада призвана показывать новое — и в этом ее смысл. К сожалению, интересных и новых произведений в области легкого жанра за последний год не было создано, а повторять на концертах IV-ой декады произведения, ранее написанные, значило бы лишний раз констатировать отсутствие новых достижений в этом жанре. Необходимо привлечь внимание наших крупных композиторов к проблеме создания музыки для оперетты, джаза, лирической песни и других форм этого жанра.
Многим композиторам, работающим в этой области, крайне необходимо относиться требовательнее к своей творческой продукции.
Большой интерес, проявленный трудящимися города Ленина к концертам декады советской музыки и эстрады, требует от композиторов и артистов создания произведений, достойных сталинской эпохи.
И. Гусин