Персоны

Сергей Прокофьев

1891–1953
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Сергей Прокофьев

Биография

Прокофьев Сергей Сергеевич – композитор, пианист, дирижер.

Для Сергея Прокофьева Петербург с отрочества был городом своим. Здесь он окончил консерваторию – в 1909-м по классу композиции Лядова, в 1914-м с золотой медалью по классу фортепиано Анны Есиповой, получив премию Антона Рубинштейна за свой Первый фортепианный концерт. К этому следует добавить, что курс инструментовки Прокофьев проходил у Римского-Корсакова, а дирижирования – у Николая Черепнина. Концерт с участием Прокофьева в Павловском вокзале, 23 августа 1913 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Петербурге его сопровождали первые шумные успехи. Его сочинения играли в своих концертах Зилоти и Кусевицкий. Прокофьев сам выступал в концертах как пианист, в основном исполняя собственные сочинения. 21 апреля 1918 года в зале Певческой капеллы он стоял за пультом Государственного симфонического оркестра на премьере своей Первой (Классической) симфонии (основным дирижером концерта был Николай Малько). Новаторство Прокофьева эпатировало, но все же авторитетные критики были к нему благосклонны. Один из них, Вячеслав Каратыгин, в статье «Молодые композиторы России», опубликованной в журнале «Аполлон» в 1912 году, называет Прокофьева «одним из самых многообещающих молодых авторов», «чья необузданная и стремительная музыкальная фантазия отливается часто в интереснейшие и остроумнейшие формы» [1].

Наконец здесь, в Петербурге, жили его друзья, однокашники, многие из которых после 1917 года начали уезжать из России.

В 1918-м уехал и Прокофьев – через Японию в США, а затем в Париж. Везде его ждал шумный успех, но этот успех не отменял желания завоевать публику в России.

На родине Прокофьева не забыли. Его, как и уехавшего Стравинского, исполняли часто. До приезда Прокофьева в Ленинград в 1927  году в Большом зале Петроградской-Ленинградской филармонии оркестром под управлением Бердяева, Дранишникова, Малько и гастролеров Унгера и Монтё были исполнены его Классическая симфония, Первый (тогда единственный) скрипичный концерт, Третий фортепианный концерт, Скифская сюита и сюита из балета «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего». Фортепианные пьесы Прокофьева включали в свои программы Владимир Софроницкий и Самуил Фейнберг.

Сегодня кажется почти невероятным, но в первое 10-летие советской власти страна вполне допускала и даже приветствовала приезд эмигрантов на гастроли. Да и слово «эмигранты» к ним пока не особенно применялось.

В январе 1927 года Сергей Прокофьев приезжает из Парижа на гастроли в Москву, а в феврале – в Ленинград. 9 февраля он пишет в Дневнике:

«За долгие годы странствования за границей я как-то забыл Петербург, мне стало казаться, что его красота была навязана ему патриотизмом петербуржцев и что по существу сердце России, конечно, Москва; мне стало казаться, что европейские красоты Петербурга должны меркнуть перед Западом, и что напротив, евразийские красоты иных московских переулков остаются чем-то единственным. Настроенный таким образом я сейчас был совершенно ошеломлён величием Петербурга: насколько он наряднее и великодержавнее Москвы!» [2].

В Филармонии проходит четыре авторских концерта композитора. Два вечера Прокофьев играет свои фортепианные сочинения – сонаты № 2, 3, 4, 5, «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», а 12 и 19 февраля солирует в Концертах № 3 (дирижер Владимир Дранишников) и № 2 (дирижер Николай Малько).

О своем первом концерте (в программе были «Сказка о шуте», Концерт № 3 и Скифская сюита) Прокофьев вспоминает в Дневнике:

«10 февраля. Утром первая оркестровая репетиция с Дранишниковым. […] Как красив Колонный зал! Вообще, сколько воспоминаний связано с детства с этим залом!» [3] «12 февраля. […] зал был буквально чёрен от наполнившего его народа. […] Между отдельными частями концерта аплодисментов нет, но зато в конце такой же рёв, как в Москве. Сначала я выхожу кланяться один, потом несколько раз с Дранишниковым; играю на бис гавот и две мимолётности [4]».

Следующий приезд Прокофьева состоится лишь в 1932 году: в декабре пройдет симфонический концерт, на котором под управлением Дранишникова прозвучат две премьеры – «Четыре портрета и развязка» из оперы «Игрок» и Пятый фортепианный концерт, а также камерный вечер с участием Квартета имени Глазунова и музыкантов Филармонического оркестра.

В 1933-м Прокофьев приедет уже дважды – в апреле и ноябре (это будут разные сезоны). Его партнерами в двух камерных программах опять выступят Квартет Глазунова и филармонические музыканты, а в двух симфонических – Дранишников и Гаук, который 17 ноября 1933 года будет дирижировать премьерой Четвертой симфонии Прокофьева.

В дневниковых записях этого периода энтузиазма меньше. Прокофьев недоволен погодой, Дранишниковым, оркестром, неполными залами. 28 ноября 1932 года он пишет:

«Сравниваю свои переживания с 1927 годом. Теперь я дальше отошёл; исчезла такая любовь к самому городу, улицам. Или просто я дальше отошёл от вещей, мест, предметов?» [5]

В записи от 19 апреля 1933 года:

«Зал неполный: немного больше половины. Причины: мало денег; государство, чтобы поднять стоимость червонца и уронить цену товаров, придерживает дензнаки. В филармонии всё время ужасные сборы, у Ансерме вдвое хуже, чем сегодня; у Барсовой шестьдесят рублей и концерт отменён. Всё-таки досадно» [6]

Но через год Прокофьев вновь приезжает в Ленинград, где в ноябре 1934-го кроме двух авторских камерных концертов состоится дирижерский дебют в Большом зале – под управлением автора прозвучат Симфония № 4, «Поручик Киже» и сюита «Шут». К Прокофьеву по-прежнему относятся с подчеркнутым вниманием. Но теперь критика осторожничает в оценке его музыки: дифирамбы композитору «моцартовского духа» сменяются упреками в утрате «былого блеска, смелости, задора» и советами искать творческий импульс «лишь в темпах и ритмах своей страны, строящей социализм и новую социалистическую культуру».

Почему Прокофьева, столь чувствительного к каждому сказанному о нем слове, это не настораживает? В августе 1935 года его приглашают на гастроли с Ленинградским филармоническим оркестром в Баку, где под его управлением проходят «Авторские концерты известного композитора Сергея Прокофьева», а в 1936 году переезжает с семьей – женой Линой Кодина и двумя сыновьями – в СССР. Его внешне благополучная московская жизнь (звания, шесть сталинских премий) будет полна разочарований и несчастий. В 1948-м будет арестована Лина Кодина (к тому времени Прокофьев уже официально женился второй раз), которая 8 лет проведет в лагерях [7]. В том же 1948-м Прокофьева подвергнут резкой критике в знаменитом постановлении ЦК «Об опере ''Великая дружба'' В. Мурадели».

Афанасий Пономарев (директор Филармонии), Сергей Прокофьев, Оник Саркисов (художественный руководитель Филармонии) в Голубой гостиной Большого зала
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За рубеж композитор выедет лишь дважды – в конце 1930-х годов. Изменится и интенсивность его гастролей в Ленинграде. В Филармонии он выступит только на двух авторских вечерах: 15 апреля 1937 года под управлением Фрица Штидри будет солировать в Концерте № 3, а 20 декабря 1940 года – в Концерте № 1. В этой же программе дирижер Абрам Стасевич представит две прокофьевских премьеры – кантаты «Здравица» и «Александр Невский».

На премьере Шестой симфонии, 11 октября 1947 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцену Большого зала Сергей Прокофьев еще выйдет: 11 октября 1947 года под управлением Евгения Мравинского состоится премьера Шестой симфонии композитора. Присутствовавшему на исполнении автору устроят овации. Через полгода симфонию раскритикуют на съезде Союза композиторов. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, 1947 год

После своего первого концерта в Большом зале 12 февраля 1927 года молодой и полный радужных надежд Прокофьев оставил запись в «Золотой книге» Филармонии:

«3-й концерт.
На память о 12 февр.1927 от iскренно благодарного
С. Прокофьева».


Концерты

  • 12 февраля 1927

    Филармонический оркестр
    Прокофьев
    Дирижер – Владимир Дранишников
    Солист – автор, Сергей Прокофьев

    Прокофьев. Сюита из балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Скифская сюита «Ала и Лоллий»

  • 17 февраля 1927

    Klavierabend
    Сергей Прокофьев

    Прокофьев. Соната № 3. 12 мимолётностей. Соната № 5. Марш и скерцо из оперы «Любовь к трём апельсинам». Четыре пьесы, соч. 32. Токката

  • 19 февраля 1927

    Филармонический оркестр
    Прокофьев
    Дирижер – Николай Малько

    Прокофьев. Увертюра для камерного оркестра. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 1 «Классическая». Сюита из оперы «Любовь к трём апельсинам»

  • 22 февраля 1927

    Klavierabend
    Сергей Прокофьев

    Прокофьев. Соната № 2. «Сказки старой бабушки». Соната № 4. «Вальсы Шуберта, выбранные и объединенные в сюиту для фортепиано»

  • 1 декабря 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Сергей Прокофьев
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Прокофьев. Четыре портрета и развязка из оперы «Игрок». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 1 ре мажор «Классическая». Сюита из балета «Стальной скок»

  • 3 декабря 1932

    (анонс)

    Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева

    Прокофьев. Квартет № 1. «Мимолетности». Марш. Ригодон. Аллеманда. «Сказки старой бабушки». «Наваждение». Соната для двух скрипок. Сонатина № 2. Баллада. Увертюра на еврейские темы

  • 19 апреля 1933

    (анонс)

    Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева

    Прокофьев. Квинтет. Соната № 2. Три мелодии для скрипки и фортепиано. Andante amabile из сонатины № 2. Две пьесы из цикла «Сказки старой бабушки». Менуэт. Гавот. Этюд. Токката. «Вальсы Шуберта, выбранные и объединенные в сюиту для фортепиано»

  • 21 апреля 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Прокофьев
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Прокофьев. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Скифская сюита «Ала и Лоллий»

  • 17 ноября 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    При участии Сергея Прокофьева
    Дирижер – Александр Гаук

    Прокофьев. Симфониетта для малого оркестра. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 4

  • 19 ноября 1933

    (анонс)

    Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева

    В программе: Прокофьев

  • 20 ноября 1934

    (анонс)

    Концерт Сергея Прокофьева

    Прокофьев. Соната № 2. «Под крышей». Этюд, соч. 52. «Пейзаж». Сонатина-пастораль. «Гадкий утенок». Этюд, соч. 2 № 4. «Мимолетности». Токката

  • 24 ноября 1934

    2-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Прокофьев

    Прокофьев. Симфония № 3. Сюита «Поручик Киже». Сюита из балета «Шут»

  • 26 ноября 1934

    (анонс)

    Концерт из произведений Сергея Прокофьева

    Прокофьев. «Вальсы Шуберта, выбранные и объединенные в сюиту для фортепиано». «Мимолетности». Два гавота. Токката. Баллада. «Гадкий утенок». Увертюра на еврейские темы

  • 15 апреля 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Прокофьев. «Русская увертюра». Симфоническая сюита № 2 из балета «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Сюита из балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»

  • 20 декабря 1940

    3-й концерт 1-го вечернего абонемента (программка с фотопортретом С. С. Прокофьева)

    Открытие декады советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Прокофьев. Кантата «Здравица». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Кантата «Александр Невский»


ВИДЕО

Сергей Слонимский о музыке Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева

Сергей Слонимский о музыке Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева

Иосиф Райскин про цензуру

Иосиф Райскин про цензуру

Михаил Юровский о воспоминаниях отца о Сергее Прокофьеве

Михаил Юровский о воспоминаниях отца о Сергее Прокофьеве



«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 12 мая 1925 в БЗФ 13 мая 1925

«‎Жизнь искусства»‎ № 20

О концертах 6 и 12 мая 1925 в БЗФ 19 мая 1925

«‎Новая Вечерняя газета»

О концертах 12 и 20 мая 1925 в БЗФ 21 мая 1925

«Красная газета» (вечерний выпуск)

К премьере 18 февраля 1926 года. Дирижер В. Дранишников, режиссер С. Радлов, художник В. Дмитриев, балетмейстер В. Вайнонен 18 ноября 1925

«Рабочий и театр»‎ № 10

О концертах 3 и 6 марта 1926 в БЗФ Март 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 3 и 6 марта 1926 в БЗФ 4 марта 1926

«‎Красная панорама»‎ № 10

Об авторских концертах Прокофьева в феврале 1927 1927

«Красная газета» (вечерний выпуск)

Анкетный опрос слушателей 12 сентября 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 4

О концерте 30 декабря 1928 и концертах Кнаппертсбуша в январе 1929 Январь 1929

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концертах 1 и 3 декабря 1932 в БЗФ 5 декабря 1932

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

Интервью у Сергея Прокофьева 21 апреля 1933

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

О концерте 20 ноября 1934 в БЗФ 22 ноября 1934

«Красная Заря»

О концертах 16 и 12 ноября 1938, БЗФ 27 ноября 1938

«Красное Знамя»

О концертах декады советской музыки 16 – 30 ноября 1938, БЗФ 9 декабря 1938

«Советский Объектив»

О концертах декады советской музыки 16 – 30 ноября 1938, БЗФ 10 декабря 1938

«Ленинградская правда»

О концерте 9 февраля 1945 в БЗФ 21 февраля 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 24 июня 1945 в БЗФ, ленинградская премьера симфонии № 5 Прокофьева 30 июня 1945

«Вечерний Ленинград»

О концерте 27 апреля 1946 в БЗФ 29 апреля 1946

«Вечерний Ленинград»

О концертах 29 сентября, 2, 8 и 13 октября 1946 в БЗФ 17 октября 1946

«Вечерний Ленинград»

О концертах 3, 9 и 13 ноября 1946 в БЗФ 18 ноября 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 29 мая 1947 в БЗФ 4 июня 1947

«Ленинградская Правда»

О концертах 11 и 12 октября 1947, открытие сезона в БЗФ 12 октября 1947

«Ленинградская Правда»

О концертах 11 и 12 октября 1947, открытие сезона, премьера симфонии № 6 Прокофьева 17 октября 1947

«Вечерний Ленинград»

О концерте 2 ноября 1947 в БЗФ 2 ноября 1947

«Советское Искусство»

Плоды беспринципства и делячества 6 мая 1948

«Вечерний Ленинград»

«Аннотация, путающая слушателей» 19 марта 1949

«Ленинградская Правда»

О концерте 4 ноября 1950 в БЗФ 26 ноября 1950

«Ленинградская Правда»

О концертах 5, 10 и 18 февраля в БЗФ и 11 февраля 1953 в МЗФ 18 марта 1953

«Вечерний Ленинград»

О концертах Государственного оркестра СССР 12–26 декабря 1954 в БЗФ 27 декабря 1954

«Советская Культура»

О концертах 2 декабря 1954, 8 и 15 января 1955 в МЗФ и гастролях Госоркестра СССР с 12 по 26 декабря 1954 в БЗФ 4 мая 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 12 октября 1955 в БЗФ 13 октября 1955

«Советская культура»

Роже Вюата о поездке в СССР 9 июля 1956

«Ленинградская Правда» № 5

Обзор концертов февраля 1958 в БЗФ и МЗФ Февраль 1958

«Ленинградская Правда»

О концертах 20 и 21 апреля 1958 в БЗФ 23 апреля 1958

«Ленинградская Правда»

О концертах 3 июня (день и вечер) 1958 в БЗФ 4 июня 1958

«Ленинградская Правда»

О концерте 21 ноября 1958 в БЗФ 22 ноября 1958

«Ленинградская Правда»

О Мравинском – в связи с выдвижением на Ленинскую премию 5 марта 1961

«Ленинградская Правда»

О концерте 5 мая 1961 в БЗФ 6 мая 1961

«Вечерний Ленинград»

О концертах 15 и 17 мая 1961 в БЗФ 18 мая 1961

«Вечерний Ленинград»

О концерте 27 мая 1961 в БЗФ 30 мая 1961


Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Фортепиано 12 февраля 1927



Другие материалы

Виктор Заветновский

Виктор Заветновский

Скрипка 1875–1950
Иосиф Шварц

Иосиф Шварц

Фортепиано 1899–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»