Персоны

Эраст Беллинг

1878 – после 1951
Источник изображения: domrz.ru
Эраст Беллинг

Биография

Беллинг Эраст Евстафьевич — дирижер, пианист, скрипач, капельмейстер Придворного и дирижер Государственного оркестра (будущего Заслуженного коллектива).

Начало русской ветви немецкого рода Белингов положил музыкант Генрих Август Белинг (Heinrich August Behling, 1793–1854). Из Дрездена в Петербург он переехал в 1815 году и вскоре стал заметной фигурой многочисленной немецкой диаспоры российской столицы: был музикдиректором и органистом лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Петрикирхе), преподавал хор в немецкой Петришуле, в 1818-м основал немецкое общество любителей хорового пения Singakademie. В 1824–1832 Андрей Андреевич Белинг (так его теперь звали) был учителем музыки дочерей императора Николая II. Музыкантами станут его сын Евстафий (Густав) Андреевич Белинг (1833–1902) и внук Эраст Беллинг, в фамилии которого появилась удвоенная буква «л».

Эраст Беллинг родился в Нижнем Новгороде, где его отец оказался на службе и женился на нижегородке Антонине Степановне Чаплиной, но вскоре семья переехала в Петербург. После окончания Петербургской Второй классической гимназии и двух лет учебы на юридическом факультете Университета, Эраст Беллинг поступил в консерваторию, обучение в которой завершил в 1908 году [1]. Среди его учителей были Н. А. Римский-Корсаков, Н. Ф. Соловьев и Л. А. Ауэр.

В 1907 году Беллинг поступил на службу в Придворный оркестр Александра III в группу первых скрипок, а в 1910-м получил должность младшего капельмейстера. Наряду с главным капельмейстером Гуго Варлихом, Беллинг дирижировал в концертах циклов «Оркестровые собрания музыкальных новостей», «Исторические концерты для учащейся молодежи», делал для оркестра аранжировки и аккомпанировал музыкантам как пианист. После Февральской революции он сохраняет свои позиции уже в Петроградском Государственном оркестре. До очередной смены власти, произошедшей 25 октября 1917 года, он чаще всего делит каждую программу с Гуго Варлихом, выступая и с симфоническим, и с духовым государственными оркестрами.

В 1917 году оркестр возглавит Сергей Кусевицкий, а Беллинг станет вторым дирижером. Именно он проводит большинство концертов коллектива. В серии из восьми «Общедоступных народных симфонических концертов», состоявшихся в сезоне 1917–1918, Беллинг дирижировал семь программ. Под его управлением оркестр играл Рамо, Люлли, Баха и Генделя, Бородина, Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова, Сен-Санса, Шоссона и Дюка. В следующем сезоне серию переименовывают, согласно духу времени, в «Народные симфонические концерты». Почти все они тоже проходят под управлением Беллинга.

В программе его последнего, сохранившегося в архивах Филармонии, 92-го народного концерта, который состоялся, как и большинство концертов цикла, в Гербовом зале Зимнего дворца 11 мая  года, был Чайковский – Тема с вариациями из сюиты № 3, Меланхолическая серенада (солировал Виктор Заветновский) и симфония № 5. В книге Е. Ф. Бронфин «Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия» [2], где опубликован список «Народных концертов», последней датой выступления Эраста Беллинга значится 25 мая 1919 года, когда на 98-м «Народном концерте» под его управлением тоже звучал Чайковский – симфония № 4.

Беллинг дирижировал не только в народных концертах. 30 января 1919 года под его управлением в зале Народного (еще недавно – Дворянского) собрания исполнялась программа, главным действующим лицом которой был артист Владимир Максимов – герой-любовник немого кино и театральных подмостков, мастер мелодекламации – жанра, чрезвычайно популярного в то время. Этот концерт, на первый взгляд, ничем не примечателен, разве что его идиллическая программа, состоящая из мелодекламаций, балетных номеров и симфонических миниатюр, среди которых «картинки XVIII века», противоречит царящему за окном хаосу. Даже на расстоянии в 100 лет чувствуется, как участники всеми силами старались сохранить привычный образ жизни. Не получалось. Автором текста одной из мелодекламаций был князь Федор Николаевич Касаткин-Ростовский (1875–1940), литератор и боевой офицер Русской армии, полковник Семеновского полка, ушедший в отставку и добровольно вернувшийся в армию дважды – с началом Первой мировой войны и в войну Гражданскую, когда была убита его семья. Он воевал на юге России, а в 1919-м написал текст «Победной песни Добровольческой армии», положенной на музыку Мироном Якобсоном и ставшей гимном Белого движения. Но в январе 1919 года другие его стихи декламировал на музыку Элегии Чайковского в Народном собрании артист Максимов.

В следующем сезоне 1919–1920 Эраст Беллинг, судя по всему, за пультом своего оркестра не появлялся. Возможно, он не вполне устраивал нового руководителя коллектива Сергея Кусевицкого, быть может, были и другие причины. В 1920 году, по предложению Анатолия Луначарского, Беллинг переезжает в Витебск, где возглавляет губернский Музыкальный отдел Наркомпроса, дирижирует Витебским государственным симфоническим оркестром и сменяет Николая Малько на посту директора Народной консерватории. Свидетели событий отмечают высокие музыкантские качества Беллинга, но сетуют на отсутствие у него организаторского таланта. В июне 1921-го в связи с ликвидацией оркестра в Витебске он возвращается в Петроград.

Работы для Беллинга нет. Он выступает с любительскими оркестрами перед сеансами в кинотеатрах, а на сцене только что открывшейся Филармонии появляется лишь раз – как один из трех пианистов, аккомпанирующих певцам в сборном концерте 6 июня 1922 года. Эраст Беллинг и прежде выступал как аккомпаниатор: вокальные номера, исполненные под рояль, нередко включались в симфонические программы. В концертах Государственного оркестра он аккомпанировал Федору Шаляпину на вечере, посвященном годовщине основания Всероссийского союза оркестрантов, тенору Мариинского театра  Александровичу, меццо-сопрано Елизавете Петренко и своей жене Сандре Беллинг, которая пела также и в сопровождении оркестра.

Александра Александровна Беллинг, урожденная Невтонова (1880–1958), была заметной фигурой в музыкальной и светской жизни Петербурга. Она состояла в близкой дружбе с фрейлиной Анной Вырубовой, была знакома с Григорием Распутиным, о котором оставила воспоминания («Из недавнего прошлого». Петроград, 1917). Сандра не служила в Императорских театрах, она пела камерную музыку, в том числе и новинки: 26 ноября 1912 года г-жа Беллинг участвовала в исполнении Второго струнного квартета с голосом Арнольда Шенберга [3].

Вскоре, 6 декабря, Шенберг приехал в Петербург по приглашению Александра Зилоти дирижировать в Дворянском собрании своей поэмой «Пеллеас и Мелизанда» и познакомился с Сандрой Беллинг. После успеха концерта, состоявшегося 8 декабря 1912 года, Зилоти обсуждал с Шенбергом планы на будущее. В предполагаемую программу петербургских гастролей композитора должна была войти и его монодрама «Ожидание» для женского голоса с оркестром, выбрали и солистку – Сандру Беллинг. И хотя Первая мировая война нарушила планы, начавшаяся с обсуждения деталей исполнения переписка между композитором и певицей продолжалась, с перерывами, почти 20 лет [4]. Последнее опубликованное письмо Шенберга Сандре Беллинг было отправлено адресату в Дамаск.

Беллинги эмигрировали из Советской России в 1926-м. В отличие от большинства соотечественников, они выбирают не европейский, а азиатский маршрут: через Иран перебираются в Сирию, где Сандра Беллинг открывает кукольную мастерскую, ее куклы до сих пор пользуются популярностью среди коллекционеров, а две ориентальные многофигурные композиции хранятся в музее Института востоковедения Чикагского университета. В эмиграции Эраст Беллинг пишет музыку, Сандра собирается послать сочинения Шенбергу и интересуется возможностью их издания в Германии.

В 1951 году семья переезжает в Ливан. Их дочь Тамара Беллинг становится руководителем первого в истории страны хореографического департамента (1948) Бейрутской Академии изящных искусств [5]. Эраст Беллинг преподает фортепиано и композицию в Бейрутской национальной консерватории: несколько сирийских и ливанских композиторов упоминают в своих биографиях о том, что учились у «русского барона Беллинга», как, вероятно, для большей значимости, представлялся бывший капельмейстер Придворного оркестра.




Другие материалы

Юрий Ван-Орен

Юрий Ван-Орен

Виолончель 1887–1947
Софья Давыдова

Софья Давыдова

Фортепиано 1875–1958

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»