Персоны

Самуил Самосуд

1884–1964
© Wikimedia Commons
Самуил Самосуд

Биография

Самосуд Самуил Абрамович – дирижер.

В 1905 году Самуил Самосуд окончил Тифлисскую консерваторию по классам духовых инструментов и виолончели, затем совершенствовался как виолончелист в Чехии, там же брал уроки дирижирования у главного дирижера Пражской оперы. Занятия продолжил в Парижской «Скола канторум» у Венсана Д’Энди и Эдуара Колонна.

Вернувшись в Россию, Самосуд играл на виолончели в оперном оркестре петербургского Народного дома, а с 1910-го дирижировал спектаклями. Там же началось его сотрудничество с Шаляпиным, который высоко оценил молодого дирижера.

В 1917–1919 Самосуд работал в Мариинском театре, а затем был приглашен на пост главного дирижера реорганизованного Михайловского театра. Малый оперный он возглавляет до 1936 года, и этот период становится историческим в жизни коллектива. Среди множества советских премьер, выпущенных Самосудом, есть и знаковые: оперы Шостаковича «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1935) – «опера, которая делает эпоху». Именно так называлась статья Самосуда, которую он опубликовал после премьеры.

В МАЛЕГОТе он впервые поставил и две оперы Кшенека – «Джонни наигрывает» и «Прыжок через тень». На премьере в 1927 году оказались Пауль Хиндемит и Эрнест Ансерме, которых поразила безупречность работы Самосуда.

В 1935 году Самосуд дирижировал здесь и скандально знаменитой постановкой Всеволода Мейерхольда «Пиковой дамы». На сцену Малого оперного он вернется из Москвы в 1946-м для руководства премьерой «Войны и мира» Прокофьева.

В Москве Самосуд возглавляет Большой театр (1936–1943), здесь осуществляет новые постановки «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Иоланты». В 1943–1950 занимает пост главного дирижера Театра Станиславского и Немировича-Данченко, в 1953–1957 руководит Симфоническим оркестром Московской филармонии, а с 1957-го становится главным дирижером вновь созданного при Министерстве культуры коллектива – Оркестра Всесоюзного радио (с 1982-го – оркестр Министерства культуры, а с 1991-го – Симфоническая капелла России). Но, работая с симфоническими оркестрами, Самосуд сохраняет верность оперному жанру, осуществив концертные исполнения опер Вагнера, Россини, Чайковского, которые не идут на театральных сценах.

На концертной эстраде проявилось и мастерство Самосуда как симфонического дирижера. Именно он стоял за пультом на мировой премьере в Куйбышеве в 1942 году Седьмой симфонии Шостаковича, а в 1952-м впервые представил московской публике Седьмую симфонию Прокофьева.

В Филармонии Самуил Самосуд выступал мало и лишь в 1920-е годы – театр оставался главным в его жизни. Под управлением дирижера оркестр играл Листа (Прелюды), Чайковского («Ромео и Джульетту», Шестую симфонию), Римского-Корсакова («Шехеразада»), премьеры советских авторов Юлии Вейсберг и Александра Житомирского, аккомпанировал немецкому пианисту Эгону Петри – первому зарубежному гастролеру, приехавшему в Советскую Россию. Не удивительно, что в программах Самосуда (а было их всего пять) оказались и две оперы: «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова и «Директор театра» Моцарта – она прозвучала на последнем выступлении дирижера в Большом зале 5 мая 1926 года.

С Филармоническим оркестром Самуил Самосуд давал концерты и на летних сезонах в Саду отдыха.




Другие материалы

Софья Давыдова

Софья Давыдова

Фортепиано 1875–1958
Ольга Спесивцева

Ольга Спесивцева

Балерина 1895–1991

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»