Персоны

Ольга Спесивцева

1895–1991
© Wikimedia Commons
Ольга Спесивцева

Биография

Спесивцева Ольга Александровна – балерина.

Она начинала танцевать в Петербурге Серебряного века, а умерла в Америке начала 1990-х. Ее имя осталось символом русского балета, наряду с Павловой и Карсавиной, а ее трагическая судьба стала основой не только мемуарной литературы, но и художественных фильмов.

На балетную сцену Ольгу Спесивцеву привели печальные семейные обстоятельства. Ее отец, безвестный актер, умер. Мать не могла содержать маленькую Олю и ее сестер, а потому отдала их в приют для театральных детей-сирот. Здесь Спесивцева начала заниматься балетом, затем поступила в Театральное училище, и уже ее выпускной спектакль был отмечен в столичных газетах. В 1913-м Ольгу принимают в Мариинский театр. Формально она является артисткой кордебалета, но ей почти сразу доверяют сольные номера. Солисткой Императорского театра Спесивцева станет после гастролей в США: балерину берет с собой Сергей Дягилев, а ее партнером по сцене будет Вацлав Нижинский.

Первые послереволюционные годы Спесивцева проводит на сцене Мариинского театра: танцует главные партии в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Корсаре», «Баядерке», в 1919-м впервые появляется в партии Жизели. Именно с этой героиней позднее будут сравнивать балерину. Спесивцева и сама, по воспоминаниям друзей, побаивалась роли обезумевшей Жизели, говоря, что «слишком вживается в ее образ». Но пока болезнь душевная почти не проявляет себя. Зато у Спесивцевой находят туберкулез, и она добивается выезда за границу, на лечение.

В Петроград, да и вообще в Россию, Спесивцева больше никогда не вернется, хотя будет мечтать об этом долгие годы, возможно, не вполне представляя, чем это могло бы обернуться в действительности. В 1924-м она становится солисткой парижской Гранд-Опера, параллельно гастролирует с труппами Дягилева и Фокина, для нее ставит Джордж Баланчин. На сцене она звезда, ее боготворит европейская публика. За кулисами ее охватывают внезапные приступы отчаяния и навязчивые идеи. Сергей Лифарь, с которым часто танцевала Спесивцева, говорил: «Она всегда жила между мечтой и действительностью». В какой-то момент ощущение действительности покидает ее. Накануне Второй мировой войны гражданский муж Спесивцевой перевозит ее в Америку. Вскоре она окажется в психиатрической клинике, где останется на долгих двадцать лет, до 1963 года. Последние годы Ольга Спесивцева провела в пансионате, устроенном потомками Льва Толстого для одиноких эмигрантов из России. Вполне излечившись от психической болезни, она жила воспоминаниями о прошлом и религиозными переживаниями, посещая маленькую церковь при Толстовской ферме.

В Большом зале балерина танцевала лишь один раз, незадолго до отъезда из России: вечер Ольги Спесивцевой и Виктора Семенова в Петроградской филармонии устроила в декабре 1922 года редакция журнала «Жизнь искусства».

О. Р.


Концерты

  • 9 декабря 1922

    (рукописная книга)

    Балетный вечер Ольги Спесивцевой и Виктора Семенова, устраиваемый редакцией «Жизнь искусства»

    (программа не указана)




Другие материалы

Самуил Самосуд

Самуил Самосуд

Дирижер 1884–1964
Виктор Семёнов

Виктор Семёнов

Артист балета 1892–1944

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»