Персоны

Андрей Пащенко

1883–1972
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Андрей Пащенко

Биография

Пащенко Андрей Филиппович – композитор.

Биография Пащенко тесно связана с Филармоническим оркестром. Еще до окончания в 1917-м Петроградской консерватории в классе М. О. Штейнберга он служил библиотекарем Государственного (1917–1921, по другим сведениям, с 1911), а в 1921–1931 – Филармонического оркестра. В архиве Музыкальной библиотеки Филармонии хранится приказ № 19 от 8 октября 1917 года о назначении Пащенко временно исполняющим обязанности библиотекаря, а в Театрально-музыкальном календаре-справочнике за 1923 год он отмечен в должности старшего библиотекаря[1].

Именно в 1920-е годы музыка Пащенко регулярно звучала в Большом зале. Премьеры его Третьей, Четвертой и Пятой симфоний исполнил оркестр под управлением Александра Гаука (1925, 1927, 1930), его «Симфонической мистерией» дирижировал Валерий Бердяев (1924), увертюрой к комической опере ««Флорентийский карнавал» – Владимир Дранишников (1924), «Сюитой в классическом стиле» – Николай Малько (1927), а концертным исполнением оперы «Царь Максимилиан» – Михаил Климов (1930, 1931). Писал Пащенко очень много. Его оперы в 1920–1940-е годы были в репертуаре ленинградских театров: «Орлиный бунт» и «Черный яр» шли в ГАТОБе (поставлены в 1925 и 1931 годах), а «Помпадуры и помпадурши» по Салтыкову-Щедрину и «Свадьба Кречинского» – в Малом оперном (поставлены в 1939 и 1949 годах). В 17 операх композитора, часть из которых написана на собственное либретто, были сюжеты из Гоголя и Горького, Мольера и Мериме, Василя Быкова и Михаила Булгакова: последней, написанной в 1971 году, стала опера «Мастер и Маргарита», но большинство из них поставлено не было. Композитор обращался и к другим жанрам, это оратории, кантаты, симфонические поэмы, хоры, музыка к фильмам и симфонии, их у Пащенко шестнадцать. Большинство симфоний – программные. Это «Молодежная», «Драматическая», «Праздничная», «Юбилейная» и даже симфония «Жизнь художника» (№ 15, 1970), некоторые связаны с текстом – Блока, Неруды, Всеволода Рождественского и Анатолия Луначарского (№ 12, 1967). Программной была и Вторая симфония на стихи Бальмонта (они опубликованы в программке концерта), воспевающие Солнце – культовый образ русского символизма начала ХХ века, исполненная Филармоническим оркестром под управлением автора 21 марта 1923 года. Следующее выступление Андрея Пащенко на сцене Большого зала состоялось лишь в декабре 1932 года: тогда в концерте  Оркестра народных инструментов он дирижировал своей симфонией № 7 – «Пионерской». В списке сочинений композитора симфония с таким названием значится под № 14 (1969), а № 7 относится к другой программной симфонии – «Драматической», написанной к тому же в 1955 году.

Такую путаницу в нумерации и названиях сможет объяснить лишь гипотетический исследователь творчества Андрея Пащенко. Мы лишь попробуем предположить, что она связана с привычкой композитора возвращаться к своим старым сочинениям и делать новые редакции (их иногда три). Не исключено, что переделка сопровождалась изменением нумерации и названий, что и отражено в списке сочинений Пащенко. Кроме того, в программке концерта 1932 года симфония «Пионерская» отмечена ремаркой «1-е исполнение». Возможно, для народного оркестра автор сделал версию ранее написанного опуса (например, «Молодежной» симфонии № 4, 1927 год), а в 1969-м вернулся к старому названию и переделал для симфонического оркестра симфонию «Пионерскую».

Для филармонической афиши важнее другое: разделенные почти десятилетием исполнения симфонии на стихи Бальмонта «Гимн Солнцу» и «Пионерской» отражают фундаментальные различия в жизни страны, произошедшие в короткий срок.

В 1930-е композитор аккуратно встраивается в новую систему идеологических ценностей. В 1920-е годы, обещавшие перемены и светлую жизнь, Пащенко, увлеченный экспериментами, становится первым композитором, который вводит в партитуру новый инструмент – терменвокс. Правда, названия у радиоэлектронного инструмента изобретателя Льва Термена тогда еще не было, и в программке Большого зала филармонии, где 21 мая 1924 года Филармонический оркестр и дирижер Дранишников исполнили премьеру «Симфонической мистерии» Пащенко, об использовании необычного тембра ни слова не сказано. «Мистерию» повторили в Филармонии через полгода под управлением Валериана Бердяева. А затем – неизвестно когда и как, ее ноты оказались утеряны.

В 2019 году в архиве нашелся авторский клавир «Симфонической мистерии» с пометками о планируемой оркестровке и партии «радиофона» – терменвокса. Композитор и терменвоксистка Олеся Ростовская провела «музыкальное расследование» и заново оркестровала сочинение. Так, спустя почти век, продолжился «филармонический» сюжет в посмертной биографии композитора: 11 января 2020 года в Большом зале петербургской филармонии прошла премьера реконструкции «Симфонической мистерии» Андрея Пащенко в исполнении оркестра АСО под управлением Алима Шахмаметьева, на терменвоксе солировала Олеся Ростовская.




[Назад] В существующих словарях и справочниках указано, что Пащенко начал службу в библиотеке в 1911 году, еще в Придворном оркестре. Этот вполне вероятный факт на момент публикации материала не нашел документальных подтверждений, во всяком случае, в упоминаемом выше приказе № 19 Пащенко назначен на должность в связи с уходом библиотекаря А. П. Коптяева. 




Другие материалы

Федор Акименко

Федор Акименко

Композитор 1876–1945
Любовь Андреева-Дельмас

Любовь Андреева-Дельмас

Меццо-сопрано 1884–1969

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»