Персоны

Максимилиан Штейнберг

1883–1946
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Максимилиан Штейнберг

Биография

Штейнберг Максимилиан Осеевич – композитор, дирижер, педагог.

В 1901 году Максимилиан Штейнберг поступил одновременно в Петербургский университет и в консерваторию. В 1907-м завершил обучение на физико-математическом факультете университета, а в 1908-м окончил с малой золотой медалью консерваторию, где учился у Анатолия Лядова, Александра Глазунова (по инструментовке и гармонии) и у Николая Римского-Корсакова (по композиции), на дочери которого, Надежде Николаевне, женился (1908). Членов своей знаменитой семьи Штейнберг – страстный фотограф – запечатлел на снимках, в том числе цветных.

С 1917-го музыкант начал преподавать в консерватории. Среди его учеников – Шостакович, Щербачев, его класс композиции и инструментовки посещали Юдина, Софроницкий, Шапорин, Дранишников. В консерватории Штейнберг в разные годы занимал должности декана и заведующего композиторской и дирижерской кафедрами, замдиректора по концертной работе. В 1929 году входил в Художественный совет филармонии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1910-е–1920-е годы Штейнберг – композитор востребованный. Традиционализм музыкального языка сочетается в его творчестве с эстетикой нового времени. Он близок с членами объединения «Мир искусства», со Стравинским, он увлекается столь модной тогда античностью и старой европейской музыкой. Премьерные показы его балета «Мидас», который был частью музыкально-мимического триптиха «Метаморфозы» по Овидию, проходят в 1914 году в Париже и Лондоне на «Русских сезонах» Дягилева. Две части триптиха («Мидас» и «Селена») играет в Зале капеллы Государственный оркестр под управлением Гуго Варлиха 6 мая 1917 года. Сценическую версию драматической поэмы "Небо и Земля" по Байрону (1916) ставят в Оперной студии консерватории в 1925 году.

Музыку балета «Мидас» и фрагмент из поэмы «Небо и Земля» Штейнберг выбирает для своего первого концерта с Филармоническим оркестром, состоявшегося 26 октября 1924 года. Поэма «Небо и Земля» полностью прозвучит в Большом зале под управлением автора в 1928 году, тогда же он представит свои обработки сочинений композиторов XVI–XVIII вв. В 1930-е годы Штейнберг будет делать обработки другой музыки – песен народов СССР. Под управлением автора в исполнении Ирмы Яунзем эти песни часто звучат в Большом зале.

Штейнберг продирижирует здесь и тремя своими симфониями (всего их пять): Второй, памяти Римского-Корсакова (1909), Третьей, посвященной Мясковскому (1928), и Четвертой – «Турксиб» (1933). Эта симфония, а также обработки народных песен, составят программу последнего дирижерского выступления Штейнберга в Большом зале 28 февраля 1939 года. В программу войдет и концертная премьера 5-й картины балета «Тиль Уленшпигель»: написанный в 1936 году и уже запланированный к постановке в Кировском (Мариинском) театре, балет так и не будет воплощен в сценической версии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программах Штейнберга (а всего их 10) была в основном его собственная музыка, реже он дирижировал сочинениями своих учителей – Римского-Корсакова и Глазунова, и даже учеников: в одном из концертов впервые исполнил по рукописи сочинение своей недавней выпускницы Стефании Заранек.

5 марта 1947 года в Большом зале Илья Мусин дирижировал концертом памяти музыканта: наряду с «Песнями народов СССР» (пела Ирма Яунзем) и симфонией № 5 Заслуженный коллектив исполнил музыкальные картины из «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова в обработке Штейнберга.

В последующие десятилетия музыка Максимилиана Штейнберга редко исполнялась в Филармонии, а его духовное сочинение «Страстная седмица», ор. 13 (1921–1926) до недавнего времени вообще никогда не звучало в России. «Страстную седмицу» «спас» Шостакович, передавший партитуру учителя во время гастролей в 1957 году русскому эмигранту. В США она была исполнена лишь в 2001-м хором Clarion, который 25 октября 2016 года представил российскую премьеру «Страстной седмицы» Штейнберга в Большом зале.



Другие материалы

Лео Арнштам

Лео Арнштам

Фортепиано 1905–1979
Александр Штример

Александр Штример

Виолончель 1888–1961

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»