Персоны

Фриц Штидри

1883–1968
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фриц Штидри

Биография

Штидри Фриц / Fritz Stiedry – австрийский дирижер, в 1934–1937 годах – главный дирижер Ленинградской филармонии.

Воспитанник Венского университета и Венской Музыкальной академии, дипломированный адвокат Фриц Штидри выбирает музыку. В 1907-м он начинает работу как ассистент дирижера в Дрезденской опере – сюда его рекомендует Густав Малер. За Дрезденом последуют театры Познани, Праги, Нюрнберга, Касселя, где в 1913-м Фриц Штидри получает первую лидирующую позицию – музыкального директора Придворной оперы. Уже со следующего сезона и до 1923 года он возглавляет Берлинскую государственную оперу. После нескольких лет гастрольных контрактов Штидри вернется в Берлин и займет пост музыкального директора Берлинской городской оперы (1928–1933), сменив Бруно Вальтера. Выступает Штидри и как симфонический дирижер.

В Большой зал Ленинградской филармонии он впервые приезжает в ноябре 1925 года и с тех пор почти каждый сезон появляется с масштабной серией концертов. Круг интересов музыканта очерчен сразу же – это немецкая и австрийская музыка, от Баха до Брукнера, и опусы современников. Новую музыку Штидри знает и любит: в Берлине, одновременно с руководством городской оперой, он будет главой национального отделения Международной ассоциации современной музыки (ICSM). Премьеры сочинений Кшенека, Хиндемита, Шенберга (с ним Штидри связывают долгие дружеские отношения), Стравинского, Шостаковича звучат под его управлением и в Большом зале. До своего назначения на должность главного дирижера Штидри дает с оркестром более полусотни концертов.

Фотопортрет Ф. Штидри с дарственной надписью директору Филармонии Б. Хаису. 28 ноября 1926 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Русской классики в них нет. Лишь однажды, в 1926 году, в программе стоит Серенада для струнного оркестра Чайковского – главного героя всех филармонических сезонов. Но уже 30 октября 1933-го дирижер представляет монографию Чайковского: вновь Струнную серенаду, Пятую симфонию и Фортепианный концерт № 1, солирует Александр Каменский. Штидри-гастролер за Чайковского не брался, и появление монографии – верный признак того, что грядущее назначение Штидри уже обсуждается. Есть и другие знаки: именно этот сезон станет первым, который Штидри открывает. К тому же, на открытии 15 октября 1933 года ему доверяют премьеру Фортепианного концерта Шостаковича – признанного лидера советской композиторской школы, за роялем автор.

Спустя шесть месяцев, 26 апреля 1934 года, на сцене Большого зала пышно празднуют 15-летие Филармонии.[ 1] Оркестр, которому к юбилею присваивают звание Заслуженного коллектива Республики, выступает на торжественном концерте под управлением только что ушедшего с должности Александра Гаука, иностранца Георга Себастьяна (в 1931–1937 руководителя оркестра Всесоюзного радио) и Фрица Штидри: он представлен как главный дирижер оркестра.

Штидри с оркестром ЗКР на эстраде Филармонии. Апрель 1934 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Формально работа в должности начинается со следующего сезона. Штидри открывает его 22 октября 1934 года. Накануне он дает интервью «Вечерней Красной газете»: «Я приезжаю в Ленинград в 11-й раз, на этот сезон уже в качестве главного дирижера филармонии» (11.10.1934).

Назначение Штидри, завоевавшего авторитет в профессиональной среде, всячески приветствуется. Штидри обладает блестящим набором качеств для главного дирижера. Он отличный музыкант, интеллектуал, стратег, выращивающий оркестр и воспитывающий публику. В прессе его называют «дирижером мировой величины», а Михаил Друскин пишет в газете «Советское искусство» (от 23.10.1934): «Безусловной удачей недавно открывшегося сезона следует признать приглашение Фрица Штидри на пост главного дирижера Ленфила».

За три года официального руководства оркестром русская музыка так и не станет приоритетной в программах Штидри. Из Чайковского еще появятся симфонии № 4 и № 6, несколько арий из опер, скрипичный концерт. Мусоргского и Римского-Корсакова почти нет (по одной оперной арии), Глинки, Бородина, Скрябина нет вообще. Но есть несколько опусов Глазунова, концерты Рахманинова, Стравинский (в том числе премьера «Пульчинеллы») и новейшая советская музыка, в большинстве своем исполненная впервые, – сочинения Гавриила Попова, Половинкина, Чишко, Кабалевского, Книппера, Желобинского, Хачатуряна, Глиэра. 15 апреля 1937-го Штидри проводит авторский вечер Прокофьева, композитор солирует в Третьем концерте. Как замечает рецензент, «из их [советских авторов] исполнителя Штидри превращается в их пропагандиста».

Но в целом репертуар нового руководителя оркестра остается германоцентричным.

О, классиков немецких культ!
О, Брамс! О, Малер! О, Бетховен!
Ваш голос важен, строг и ровен.
Се — Штидри сам взошел за пульт.

Такое четверостишие посвящено дирижеру в написанной в вольном стиле статье Богданова-Березовского «Диалог у подъезда филармонии», опубликованной 12 октября 1934 года к открытию сезона.

Благодаря Штидри оркестр Филармонии получает колоссальную школу исполнения Баха – «Страсти по Иоанну», Бранденбургские концерты, оркестровые сюиты, клавирные концерты. Играет Генделя и Гайдна. Очень много Моцарта – симфонии, увертюры, фортепианные концерты с Артуром Шнабелем и Карлом Ульрихом Шнабелем, Александром Боровским и Львом Обориным, серенады и концерты для других инструментов, которые исполняют музыканты оркестра: Штидри, как никто до него, дает оркестрантам возможность выступать в роли солистов на сцене Большого зала.

Под управлением Штидри оркестр играет все симфонии Бетховена (кроме № 1) и Брамса, симфонии № 1, 2, 3, 4 и 5 Малера, его «Песнь о земле» и «Песни об умерших детях». Малера – Вторую симфонию – впервые Штидри дирижировал в Большом зале еще в 1926 году. Часть критики поругивала его за обращение к вялой и громоздкой музыке великого австрийца, но дирижер привил вкус к Малеру и оркестру, и публике. То же и с Брукнером: премьеру в России его Девятой симфонии Штидри сделал в 1927-м и потом, год за годом, представил Пятую, Шестую, Седьмую и Четвертую (именно в таком порядке) симфонии. Под управлением Штидри оркестр играет Рихарда Штрауса – не только симфонические поэмы, но и редкости – скрипичный концерт, Бурлеску для фортепиано с оркестром. В 1935 годy музыканты исполняют премьеру «Художника Матиса» Хиндемита и додекафонных Вариаций, ор. 31 Шенберга: как и на премьере его Пяти пьес для оркестра ор. 16, состоявшейся 30 октября 1926-го, «Капельмейстер Штидри имел смелость по собственному почину и согласно предварительному об’явлению дважды подряд исполнить это произведение ''ввиду чрезвычайной трудности его понимания''» («Красная газета» от 1.11.1926).

В репертуаре Штидри есть и музыка, требующая от оркестра иных навыков исполнения. Идеологи от искусства повышали ставку на легкую музыку, публику надо было не обременять, а веселить. На этот запрос Штидри отвечает, как и подобает австрийскому дирижеру: его не устраивает прижившийся на эстраде калейдоскоп из произвольно составленных симфонических миниатюр и даже отдельных частей сочинений разных авторов, Штидри играет Иоганна Штрауса. Начинает, впрочем, концерт увертюрой к «Проданной невесте» Сметаны или к «Севильскому цирюльнику» Россини, подтверждая тем самым академический статус программы и ее название – «вечер вальсов и увертюр», а затем идут вальсы, польки, марши, галопы Иоганна Штрауса – абсолютно буржуазные пьески, которые с большим удовольствием слушают советские граждане.

Реализует Штидри и свой опыт театрального дирижера. На сцене Большого зала в концертном исполнении звучит Вагнер – III акт "Тристана и Изольды", II акт «Парсифаля», I и III акты «Валькирии», полностью – «Летучий голландец» (в афишах «Моряк-скиталец»). Дирижер извлекает из забвения «Силу судьбы» Верди – ее концертное представление состоится 26 декабря 1934 года. А в апреле 1937 года впервые исполняет «Эврианту» Вебера – до завершения ленинградского периода в биографии Штидри остается полтора месяца.

В уже цитируемом интервью (от октября 1934 года) Штидри признавался: «Я приезжаю в СССР с постоянной и искренней радостью, т. к. музыкальная жизнь этой страны, идущей вперед гигантскими шагами, резко отличается от музыкальной жизни Запада своим широким размахом». За три года страна стремительно менялась.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Подготовку к намеченной на 11 декабря 1936 года премьере Четвертой симфонии Шостаковича прерывают прямо во время репетиции. Штидри берет симфонию в программу уже после публикации статьи «Сумбур вместо музыки», несмотря на жесткую критику автора «Леди Макбет Мценского уезда», но так ее и не исполнит.

Тучи сгущаются не только над композитором, но и над дирижером. Его уже и до этого походя журили в прессе: в апрельском номере журнала «Рабочий и театр» за 1936 год Богданов-Березовский отмечает затянувшийся в филармонии период «засилья германской музыки, с ''тяжелой руки'' Фрица Штидри переполнившей программы филармонических концертов сочинениями Малера, Брукнера и Брамса, вплоть до недавно исполненной бесцветной 1-й симфонии Брамса». Прежде перу критика принадлежала не одна хвалебная рецензия на концерты главного дирижера.

11 апреля 1937 года центральный орган печати – газета „Советской искусство“ – публикует разгромную статью Аркадия Млодика о художественной политике Ленинградской филармонии. В тексте с громким названием «Обещают – и обманывают» автор выступает с резкими заявлениями:

«Главным дирижером Филармонии долгое время был Штидри. Но обязавшись приготовить две постановки в ленинградском Малом оперном театре и в филиале Большого театра, дирижируя несколькими концертами государственного симфонического оркестра в Москве и т. п., Штидри не в состоянии был руководить оркестром Ленинградской филармонии. По той же причине Штидри не смог выполнять свой договор с Ленинградской филармонией на 6 выступлений в месяц. В ноябре он дал всего 2 концерта, из них один со старой программой, в декабре – 4 концерта, но один из них опять-таки со старой программой. Не привлечены к работе ленинградские дирижеры: народный артист Пазовский и художественный руководитель Малого оперного театре Хайкин. Совершенно не выдвигаются молодые советские дирижеры. Пока Филармония дает концерты со случайными программами, которыми руководят случайные же дирижеры. С января Штидри уже не является главным дирижером, и сейчас в Филармонии вообще нет главного дирижера».

Действительно, в ноябре Штидри дал всего два концерта. Но почему в апрельской статье автор пишет о ноябре? К моменту публикации Штидри проведет с оркестром 28 концертов, всего же их в этом сезоне будет рекордное количество – 42. Естественно, что за пультом он стоит чаще других дирижеров, а среди них («случайных»!) – Эрнест Ансерме, Георг Себастьян, Эуген Сенкар, Хайнц Унгер, из наших молодых – Евгений Мравинский и Илья Мусин.

И все же вопрос о сотрудничестве с Фрицем Штидри остается открытым. С оркестром он интенсивно работает до конца сезона 1936–1937 и летом уезжает в Австрию. Туда приходит уведомление от Ленинградской филармонии о непродлении контракта. Очевидно, что такое решение не стало для Штидри неожиданностью.

В 1938 году дирижер эмигрирует в США: в Нью-Йорке создает оркестр «Новые друзья музыки», с 1946-го в течение двенадцати сезонов с успехом дирижирует в Метрополитен-опере, а в 1958-м возвращается в Европу и живет в Цюрихе.

Начавшись 11 ноября 1925 года программой из сочинений Бетховена, история сотрудничества Фрица Штидри с Филармоническим оркестром завершилась 29 мая 1937 года бетховенской рифмой – звучали Шестая и Седьмая симфонии..

3 ноября 1926 года, когда все еще было впереди, Штидри оставил в «Золотой книге» запись после концерта, на котором звучали Лондонская симфония № 102 Гайдна и Симфония № 2 Малера.

В память о (c-h-c-d-es) и (h-h-ais-ais) и прочих пережитых хороших совместных приключениях

Ленинград
3-е ноября 1926 года
Фриц Штидри




Фриц Штидри

Фриц Штидри

Дирижер 3 ноября 1926



Другие материалы

Наталия Позняковская

Наталия Позняковская

Фортепиано 1889–1981
Николай Рабинович

Николай Рабинович

Дирижер 1908–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»