Персоны

Николай Рабинович

1908–1972
© Wikimedia Commons
Николай Рабинович

Биография

Рабинович Николай Семенович – дирижер, педагог.

В дирижерский класс Ленинградской консерватории Николай Рабинович поступил к Николаю Малько, а после его отъезда в 1929 году перешел в класс Александра Гаука. У Гаука в 1930-м окончил консерваторию, а в 1932-м – аспирантуру. 9 мая 1931 года молодой дирижер впервые выступил с оркестром в Филармонии. К этому времени у музыканта уже был небольшой дирижерский опыт записи музыки для кино, и в 1931–1932 годах его пригласили заведовать музыкальной частью «Ленфильма». Контакты с кино продолжились и позднее, когда Рабинович возглавил музыкальной сектор Ленинградского радиовещания (1933–1938). На киностудии он записал музыку Шостаковича (от раннего фильма «Одна» до позднего «Гамлета»), с которым навсегда сохранил самые искренние дружеские отношения. На Ленинградском радио начал сотрудничество с вновь созданным Симфоническим оркестром радиокомитета.

В 1938 году возглавивший Филармонический оркестр Евгений Мравинский приглашает Николая Рабиновича на должность второго дирижера Заслуженного коллектива, ее Рабинович занимает до 1950 года. О его умении работать с оркестром, феноменальном знании партитур и владении самыми разными стилями, о его эрудиции и щедрости, с которой он делился своим опытом с коллегами и студентами, и сегодня ходят легенды.

Бытует устойчивое мнение, что концертов у дирижера было незаслуженно мало. Архивы филармонических программ его опровергают. Только до войны Николай Рабинович дал с оркестром 39 концертов. Не менее 22-х концертов (сохранились не все программы) состоялось в эвакуации в Новосибирске и близлежащих городах; Мравинский и Рабинович дирижировали оркестром по отделению 30 июля 1944 года на прощальном концерте в Новосибирске перед возвращением в Ленинград. Здесь на сцене Большого зала состоялось еще более полусотни концертов Заслуженного коллектива под управлением Николая Семеновича Рабиновича, последний из них прошел 5 ноября 1971 года, когда прозвучали «Дон Жуан» Р. Штрауса, симфония № 6 Бетховена и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, в котором солировали Олег Каган и Наталия Гутман.

22 ноября 1937 года Рабинович впервые выступает в Филармонии с Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета, с ним дает концерт 21 ноября 1941-го в блокадном Ленинграде, а в 1950-м становится его главным дирижером. В 1953-м коллектив входит в состав Филармонии, и Рабинович руководит им, с краткими перерывами, до 1957 года. Но сотрудничество с коллективом продолжается еще без малого четверть века. Последние совместные концерты в Большом зале музыканты дают 8 и 9 февраля 1971-го, в программе были фрагменты из опер Вагнера и Малер – «Песни странствующего подмастерья» (Лайма Андерсон) и, впервые в Ленинграде, Адажио из Десятой незавершенной симфонии.

Всего в залах Филармонии с Симфоническим оркестром у Рабиновича проходит 35 концертов. Еще больше – 93 – он дает на других площадках: в студии Дома радио, в университете и Политехническом институте, в Домах культуры, летние – в ЦПКО, Измайловском саду, Зеленогорске. В картотеке значатся и 27 концертов Симфонического оркестра под управлением Рабиновича в Капелле: после перехода коллектива в состав Филармонии возникли трудности в планировании репетиционного и концертного расписания, и зал Капеллы до начала 1970-х был для второго оркестра основной, наряду с Большим залом, сценой для выступлений, организованных Филармонией.

Николай Семенович Рабинович выступает в Большом зале и со студенческим оркестром консерватории, где он работает с 1939 года, а с 1957-го возглавляет кафедру оперно-симфонического дирижирования. У него учатся дирижеры Марис Янсонс, Неэме Ярви, Александр Дмитриев, Юрий Симонов. Он воспитывает и студентов оркестровых факультетов, исполняя со студенческим оркестром сложнейшие партитуры. В 1966-м, когда Филармония из-за гастролей решила отложить ленинградскую премьеру Второго виолончельного концерта Шостаковича, она, фактически экспромтом, состоялась в консерватории, играл Мстислав Ростропович, а студенческим оркестром дирижировал Николай Рабинович. С коллективами консерватории – оркестром и хором – Рабинович исполнил 25 декабря 1964 года, впервые в СССР, «Военный реквием» Бриттена.

Премьер в программах дирижера было не так уж много. Кроме Бриттена и Десятой симфонии Малера, это первое исполнение концертной версии музыки Шостаковича к кинофильму «Гамлет» (10.02.1965), «Метаморфозы» Рихарда Штрауса (впервые в Ленинграде), несколько сочинений современных советских авторов. Но было в его репертуаре много «редкостей». Это «Песнь о земле», вокальные циклы и симфонии №№ 1 и 4 Малера, симфонии №№ 4 и 7 Брукнера (Малер и Брукнер тогда почти не звучали) «Итальянские увертюры» Шуберта, валторновый концерт Рихарда Штрауса, скрипичный концерт Карловича, балетная музыка Люлли и Глюка, концерты Корелли, Магнификат Вивальди. Опытный оперный дирижер, работавший и в Малом оперном (1944–1948), и в Оперной студии консерватории, Рабинович представлял на сцене Филармонии оперы в концертном исполнении – «Фиделио» Бетховена, «Орфея» Глюка, II акт «Тристана и Изольды» Вагнера, оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь», в эвакуации – «Евгения Онегина» Чайковского.

Важнейшее место в репертуаре дирижера занимала австрийская музыка.

«Николай Семенович, – вспоминает Александр Дмитриев, – продирижировал всеми симфониями Бетховена и Брамса на концертных эстрадах Ленинграда, а в его консерваторском классе опусы этих авторов, наряду с Моцартом, были своего рода ‘’настольной книгой’’, которую обязан был прочесть каждый студент».

Еще один акцент в филармонических программах Рабиновича – добаховская музыка, интерес к которой был велик в Европе, но непросто приживался на отечественной сцене. Неслучайно в 1967-м именно Рабинович стал инициатором создания нового Оркестра старинной и современной музыки, с которым открыл слушателям неизвестные сочинения старых мастеров.

В 1996 году в американском издательстве H. A. Frager&Co вышла книга «Памяти Н. С. Рабиновича. Очерки, воспоминания, документы» (составитель Давид Бухин), где собраны заметки музыкантов, выступавших с Рабиновичем, и его учеников – официальных и неофициальных, а таких было немало, в их числе – Юрий Темирканов. Сам же Николай Семенович называл своим учителем первый Филармонический оркестр. На фотографии 1939 года, хранящейся в архивах библиотеки Филармонии, он написал:

Моему коллективному воспитателю оркестру Ленфилармонии в память 8-летней совместной работы.
30/XII 39
Н. Рабинович


ВИДЕО

Александр Дмитриев о годах учебы у Николая Рабиновича

Александр Дмитриев о годах учебы у Николая Рабиновича

Сергей Слонимский о Николае Рабиновиче

Сергей Слонимский о Николае Рабиновиче

Марис Янсонс о встречах дирижеров в Ленинграде

Марис Янсонс о встречах дирижеров в Ленинграде

Зодим Носков. Воспоминания о дирижерах

Зодим Носков. Воспоминания о дирижерах




Другие материалы

Фриц Штидри

Фриц Штидри

Дирижер 1883–1968
Феликс Вейнгартнер

Феликс Вейнгартнер

Дирижер 1863–1942

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»