Персоны

Лидия Вырлан

1900–1965
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лидия Вырлан

Биография

Вырлан Лидия Александровна – камерная певица, меццо-сопрано, солистка Концертного бюро Ленинградской филармонии.

В 1922 году Лидия Вырлан окончила Одесский музыкально-драматический институт по классу арфы, там же посещала занятия по вокалу и актерскому мастерству. Концертировать начала с 1925 года.

Хотя Лидия Вырлан получит признание прежде всего как камерная певица, ее дебют с Филармоническим оркестром состоится в оперном репертуаре: в январе 1927 года артистка, только переехавшая жить в Ленинград, принимает участие в выездном концерте оркестра под управлением Николая Малько, исполнив две арии Чайковского.

Уже в следующем месяце она начнет петь на сцене Большого зала. С 1927-го по 1931 год Вырлан исполняет с оркестром вокальный цикл на слова Бальмонта, «Ранние песни» Берга и, впервые, «Пять песен», ор. 8 Шенберга. Солирует в «Царе Эдипе» Стравинского под управлением Ансерме, в Симфонии № 2 Малера, дирижирует Йозеф Розеншток, поет вокальные циклы Онеггера в камерном концерте под аккомпанемент автора.

Дальнейшие выступления певицы в Большом зале будут редкими: 1930-е годы оказались совсем не ее временем. В январе 1934-го здесь пройдет ее единственный сольный концерт, программа которого составлена из женских и мужских оперных арий. Такое необычное соседство Вырлан сама объясняет в аннотации к концерту:

«Тема, объединяющая разнообразные звенья программы оперных арий, – зарисовка женских и мужских образов вне рамок театральных постановок, в преодолении исполнительского штампа в их трактовке» …

Но именно штампы станут меткой идеологии, регламентирующей жизнь страны.

В 1939 году, в ноябрьские дни празднования очередной годовщины революции, Лидия Вырлан примет участие в четырех сборных камерных концертах и будет петь в основном Дунаевского, в том числе «Песню о Сталине». Это окажется последним появлением певицы в Большом зале, исполнявшей еще совсем недавно на этой сцене Берга, Стравинского, Малера, выступавшей с Николаем Малько, Александром Гауком, Эрнестом Ансерме, Артюром Онеггером.

Отдушиной в 1930-е оставались камерные филармонические площадки – до 1931-го Малый зал, располагавшийся в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ, а в последующие десять лет – Малый зал имени Глазунова в консерватории и Капелла, где Филармония проводила свои камерные сезоны.

Первый сольный концерт Лидия Вырлан дала в Малом зале 24 февраля 1927 года, исполнив романсы Глинки, Мусоргского, Прокофьева и Гнесина. В сольном концерте 6 января 1928 года певице аккомпанирует Дмитрий Шостакович. Программу музыканты выстроили из романсов современных русских композиторов на тексты Тагора, Хайяма, а также на слова Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Парнок, Гиппиус. Упаднические настроения программы не прошли мимо внимания рецензента концерта, который, впрочем, отметил, что «вдумчивая и чуткая художница силой своего исполнения» смогла наполнить жизнью «даже самые нежизнеспособные произведения». Похвалы удостоился и Шостакович, «чьи исполнительские данные во многом совпали с ее [Вырлан] артистической индивидуальностью».

В сольных концертах певицы в Капелле и на сцене Малого зала имени Глазунова были тематические («Пушкин в музыке») и монографические программы, посвященные Рахманинову (1933), Дунаевскому (1939), Чайковскому: романсами Чайковского Лидия Вырлан открывала здесь камерный филармонический сезон в 1933 году, их исполняла и на своем последнем филармоническом концерте 21 апреля 1940 года.



Другие материалы

Петр Волков

Петр Волков

Тромбон 1877–1933
Мария Давыдова

Мария Давыдова

Меццо-сопрано 1889–1987

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»