Персоны

Николай Голованов

1891–1953
Фото из книги «Николай Голованов и его время»
Николай Голованов

Биография

Голованов Николай Семёнович – дирижер, композитор, пианист, педагог.

Имя Голованова впервые появилось на афише Большого зала в программе духовной музыки уже в первый летний сезон: в июле 1921 года хор Филармонии (бывший Архангельского) под управлением Чеснокова исполнил "Ныне отпущаеши" Николая Голованова. Регент 1-го разряда, выпускник Московского Синодального училища (1909) и Московской консерватории по классам Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова (1914) в это время уже выступал не только как хоровой, но и как симфонический дирижер. Голованов дебютировал в 1915 году в летних симфонических концертах на «Городском Сокольническом кругу» с оркестром Большого театра. В Большом он будет работать почти всю жизнь: с 1919-го по 1936 год как дирижер (с перерывом на 1928–1930 годы, когда на Голованова начались гонения, породившие даже термин «головановщина», и он был уволен), а затем с 1948-го как главный дирижер. Одновременно с 1919 года он дирижирует спектаклями в Оперной студии Станиславского, а в 1938-м, после очередного увольнения из Большого театра, руководит музыкальной частью в Театре Станиславского, создает оперный радиотеатр, работает и как симфонический дирижер, возглавляя Оркестр Московской филармонии (1926–1929) и Оркестр Всесоюзного радио (1937–1953). Голованов выступает и как пианист, аккомпанируя певцам, чаще всего – своей жене, заслуженной артистке Императорских театров, а потом и народной артистке СССР Антонине Неждановой.

Их совместные камерные концерты на сцене Большого зала состоялись 3 января 1926, 13 января 1928 и 4 марта 1934 годов. Нежданова пела и на первом выступлении Голованова с Ленинградским филармоническим оркестром в 1925 году, исполнив арию Марфы из «Царской невесты» и, впервые, три романса для голоса с оркестром самого Голованова. В той программе прозвучали и другие его сочинения – фрагмент из оперы-кантаты на сюжет балтийской легенды "Принцесса Юрата" и премьера симфонической прелюдии «Саломея» по Оскару Уайльду.  Выступления дирижера на сцене Большого зала будут эпизодическими: два концерта с оркестром он дает в 1928 году, по одному в 1933-м (вновь с Неждановой), 1934-м и 1945-м, еще один состоится в 1937-м на выезде – в Доме культуры Промкооперации (с 1960 года это Дворец культуры имени Ленсовета на Каменноостровском).

Как и в Большом театре, где Голованов прославился постановками русских опер, в филармонии дирижер чаще всего исполняет музыку своих соотечественников (хотя есть Григ, Дебюсси, Равель) – Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, Рахманинова – в 1934-м Вторую симфонию, а на последнем концерте с оркестром 19 января 1945 года – ленинградскую премьеру Третьей симфонии. Именно Голованов в 1943-м исполнил впервые в СССР и эту симфонию, и Симфонические танцы Рахманинова, который был ему особенно близок и с которым дирижер состоял в переписке.

20 и 21 марта 1946 года Николай Голованов вновь выходит на сцену Большого зала – как композитор: под аккомпанемент автора его романсы на стихи Ахматовой и Есенина исполнили солистки Большого театра Мария Максакова и Наталья Шпиллер. И хотя Голованов в это время не работал в Большом, артисты театра сохраняли с ним теплые личные и творческие отношения.

И. Р.




Другие материалы

Хор Государственной Филармонии

Хор Государственной Филармонии

Бывший хор Александра Архангельского ?
Александр Гречанинов

Александр Гречанинов

Композитор 1864–1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»