Персоны

Михаил Рейсон

1901–1980
Источник изображения: сайт Reison.ru
Михаил Рейсон

Биография

Рейсон Михаил Борисович – скрипач, педагог.

В большой семье Рейсонов все девять (!) детей играли на музыкальных инструментах, несколько из них получили профессиональное образование в консерваториях Петербурга, Варшавы и Вены. Рано начали учить музыке и младшего Михаила. Восьмилетним ребенком он дал свой первый концерт в родном Белостоке, в 12 лет поступил в Петербургскую консерваторию к профессору Эммануилу Крюгеру, а позднее перешел в класс Сергея Коргуева (у него же учился старший брат Михаила, Владимир Рейсон, впоследствии скрипач Бостонского симфонического оркестра), у которого окончил аспирантуру.

Учителем Рейсона по классу ансамбля был Александр Глазунов, высоко ценивший дарование студента. Он ходатайствовал перед наркомом Луначарским об освобождении Рейсона от военной службы (скрипач все же служил в военном оркестре) и о выдаче ему коллекционной скрипки для занятий и выступлений.

Уехав в Москву сразу же после окончания консерватории, Рейсон по приглашению Луначарского начал выступать в его публичных лекциях. Складывалась и сольная карьера скрипача – он давал концерты в Москве, Ленинграде, гастролировал по стране, его талант виртуоза высоко оценивали критики. Параллельно музыкант работал в оркестре Большого театра, был концертмейстером Персимфанса («Первого симфонического ансамбля») – оркестра, выступавшего без дирижера.

В Ленинград он вернется в связи с печальными обстоятельствами: переиграв руку, Рейсон приезжает сюда лечиться. Впрочем, восстановится он довольно быстро, полностью пересмотрев свои воззрения на скрипичную технику. Своим опытом музыкант будет делиться со студентами: до войны Рейсон преподавал в Ленинградской консерватории, в эвакуации и сразу после войны – в Ташкентской, в начале 1960-х – в Горьковской консерватории, совмещая работу с насыщенной концертной жизнью.

Важное место в жизни Михаила Борисовича занимало ансамблевое музицирование. В 1920-е годы он был первой скрипкой Квартета им. Луначарского, в ленинградский период исполнил в ансамбле с Надеждой Голубовской циклы сонат Моцарта и Бетховена, играл первую скрипку в Квартете имени Леопольда Ауэра, с которым выступал и в Большом зале филармонии.

Сотрудничество с Филармоническим оркестром Михаил Рейсон начинает в 1927 году: на летний сезон в Кисловодск его берут концертмейстером, там же скрипач впервые солирует с оркестром. В Большом зале он появится лишь через несколько лет и то по случаю: в 1931-м Рейсона спешно, за день, просят заменить заболевшего Мирона Полякина в Концерте Чайковского, дирижирует Александр Гаук. С этого момента имя Рейсона часто встречается на филармонической афише. Он исполняет концерты Моцарта, Баха с дирижерами Талихом, Похитоновым, Рабиновичем, Грикуровым. Но славу скрипача-виртуоза Рейсону приносит Паганини. Его пьесы, в том числе Кампанеллу, он играл в сборных программах, а Концерт Паганини (по-видимому, № 1) дважды исполнил с оркестром: 11 марта 1937 года под управлением немецкого дирижера Хайнца Унгера, а на своем последнем выступлении в Большом зале, 2 февраля 1941 года, под управлением своего коллеги по консерватории Эрнеста Венига. Ярким событием музыкальной жизни города называли сольный вечер Рейсона к столетию со дня смерти Паганини: его Концертное бюро филармонии организовало в ноябре 1940 года в консерваторском зале им. Глазунова.

«С труднейшей задачей артист справился блестяще. Теплота и проникновенность кантилены, заразительный ритм, подлинный артистический темперамент наряду с исключительным виртуозным мастерством, шутя преодолевающим головокружительные трудности, позволили артисту раскрыть очарование и блеск паганиниевской музыки», – писал рецензент о Рейсоне.

В послевоенные годы музыкант в Филармонии не играл, хотя концертировать продолжал еще долго, до 1970-х годов. В 2002 году была издана книга «М. Рейсон. Годы жизни и творческих исканий».


Концерты

  • 9 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – А. В. Гаук

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5

  • 28 января 1932

    (машинопись)

    Вокальный вечер

    В программе: Шопен, Даргомыжский, Кюи, Делиб, Штраус, Глинка-Ауэр, Паганини, Чайковский (без подробностей)

  • 19 февраля 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Бетховен. Музыка из балета «Творения Прометея». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром. Брукнер. Симфония № 2

  • 18 апреля 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций

    Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». «Ночь на Лысой горе». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Щелкунчик». Сборная программа

  • 7 октября 1932

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Итальянская певица Минна да Леонэ (Милан)

    В программе: Верачини, Паганини, Верди, Перголези, Беллини, Скарлатти, Доницетти, Шуберт–Лист, Гоголь, Пуччини

  • 28 января 1933

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Итальянский тенор Агостино Казавекки

    В программе: Глюк–Брамс, Шопен, Тургенев, Глюк, Тости, Россини, Гуно, Вивальди, Шиллингс, Малер, Массне, Тома, Доницетти, Чилеа

  • 19 ноября 1933

    (анонс)

    Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева

    В программе: Прокофьев

  • 28 ноября 1933

    2-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
    Дирижер – Даниил Похитонов

    В программе: Бах, Рамо

  • 11 ноября 1936

    1-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Сонатный вечер
    Михаил Рейсон
    Надежда Голубовская

    Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 4. Соната для скрипки и фортепиано № 8. Соната для скрипки и фортепиано № 7

  • 11 марта 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Хайнц Унгер

    Сметана. Симфоническая поэма «Влтава». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света»

  • 26 мая 1938

    Камерный концерт

    В программе: Чайковский, Баццини, Флотов, Тома, Вагнер–Лист, Лист, Дебюсси, Глинка, Рубинштейн

  • 7 октября 1938

    (рукопись)

    Закрытый концерт для учащихся дворца пионеров и держателей годовых абонентов

    В программе: Дворжак, Лист, Гуно, Брамс, Римский-Корсаков, Шопен, Хренников, Покрасс, Дунаевский

  • 3 ноября 1938

    1-й концерт молодежного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Бородин. Увертюра к опере «Князь Игорь». Лядов. «Кикимора». «Музыкальная табакерка». Глазунов. Вступление и танец Саломеи из музыки к драме «Саломея». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Бизе. Фрагменты из сюиты «Арлезианка». Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо. Равель. «Болеро»

  • 8 декабря 1938

    3-й концерт 3-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. Бетховен. Симфония № 5

  • 6 февраля 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Сонатный вечер
    Михаил Рейсон, скрипка
    Надежда Голубовская, фортепиано



    Бетховен. Сонаты для скрипки и фортепиано №№ 1, 2 и 3

  • 21 апреля 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии.

    Вокальный вечер
    Лидия Вырлан

    Чайковский. Романсы. Камерные произведения

  • 14 октября 1940

    (черновая рукопись)

    Закрытый концерт
    (повод закрытия не указан)

    В программе: Сарасате, Баццини, Чайковский, Лысенко, Варламов, Лист, Соловьев-Седой, Глинка, Верди

  • 2 февраля 1941

    (рукопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эрнест Вениг

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Весенние голоса». Полька. Галоп. Вальс «Сказки венского леса». «Персидский марш»




Другие материалы

Ольга Пыжова

Ольга Пыжова

Актриса 1894–1972
Илья Сельвинский

Илья Сельвинский

Поэт 1899–1968

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»