Персоны

Николай Малько

1883–1961
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Николай Малько

Биография

Малько Николай Андреевич – дирижер, педагог, директор Ленинградской филармонии в 1926–1929.

Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, Николай Малько в 1909-м окончил Петербургскую консерваторию, где учился у Римского-Корсакова и Черепнина.

Малько сразу же приглашают дирижировать в Мариинский театр – сначала в балет, а затем и в оперу. С 1918-го до 1925 года он работает в Витебске (здесь велика его роль в организации Витебской народной консерватории), в Москве, где преподает в консерватории, дирижирует в Киеве и Харькове.

В 1925 году Николай Малько получает место профессора Ленинградской консерватории.  Среди его учеников – будущий цвет отечественной дирижерской школы: Евгений Мравинский, Илья Мусин, Николай Рабинович (в связи с отъездом Малько все завершили учебу у Гаука). Позднее он обобщит свой педагогический опыт в книгах «Дирижер и его палочка» и «Основы дирижерского искусства».

В эти же годы Малько тесно сотрудничает с Ленинградским филармоническим оркестром, а в 1926-м его приглашают на пост директора Ленинградской филармонии.  © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Освободившаяся после отъезда Валериана Бердяева должность главного дирижера так и останется вакантной. Это формально. А фактически Малько будет совмещать две должности. Он возглавит и определявший художественную политику Филармонии президиум Художественного совета, куда войдут также композиторы-музыковеды Борис Асафьев и Анатолий Буцкой. Группа сотрудников Филармонии
Сидят: ?, Николай Финдейзен, Николай Малько, Борис Хаис, Ричард Арнгольд, Петр Кристи
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1929 году Николай Малько оставляет и свой консерваторский класс, и Филармонию. Он уезжает сначала в Данию, где несколько лет является главным дирижером Оркестра Датского радио (с 1963-го в Копенгагене проводится Конкурс молодых дирижеров имени Малько), с 1940-го живет и работает в США, затем в Англии, там продолжает преподавать и недолго руководит Лидским оркестром, а в 1956-м уезжает в Австралию на должность главного дирижера Сиднейского симфонического оркестра.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Как бы сложилась судьба дирижера, останься он в Советском Союзе, сказать невозможно. Но начиналась его карьера в Филармонии блестяще.

Первая встреча музыканта с Государственным симфоническим оркестром состоялась еще в 1917 году: 22 апреля в помещении Михайловского театра под управлением Малько оркестр исполнил Вторую симфонию Бородина. Программка от 22 апреля 1917 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После открытия Филармонии летом 1921 года его выступления с оркестром поначалу не были частыми: один концерт в 1921-м, два в 1924 году, четыре в 1925-м. Но уже в 1926 году Малько дает с оркестром в Большом зале восемь концертов. В программах большей частью русская музыка, в том числе совсем новая.

12 мая 1926 года в концерте, который состоит полностью из новинок, Малько представляет сегодня уже историческую премьеру Первой симфонии 19-летнего Дмитрия Шостаковича. Позже он впервые исполнит и другие его сочинения – неизменную в репертуаре тех лет симфоническую поэму «Октябрь» и сюиту из оперы «Нос».

В следующий раз Малько встанет за пульт оркестра почти через полгода – 16 октября, и вновь премьеры – «Летняя пастораль» Онеггера, Фортепианный концерт Кшенека, в котором солирует Мария Юдина, «Песнь соловья» Стравинского.

В этом же концерте звучит Классическая симфония Прокофьева. 19 февраля 1927 года Малько будет дирижировать авторским концертом композитора, приехавшего из Парижа на гастроли в Ленинград. В программе тоже премьеры: Увертюра для камерного оркестра из 17 инструментов и Второй фортепианный концерт, солирует Прокофьев. Премьеру его сюиты из балета «Стальной скок» Малько представит на сцене Большого зала в декабре 1928 года, совсем незадолго до своего отъезда.

За время работы в Филармонии Николай Малько сыграл 18 премьер. Среди них были недавно написанные сочинения композиторов, активно работавших в 1920-е годы, – Юлии Вейсберг, Михаила Юдина, Юрия Тюлина, Иосифа Шиллингера. Были впервые исполненные Фортепианный концерт Александра Мосолова и Альтовый концерт (Камерная музыка № 5) Пауля Хиндемита – в обоих случаях солировали авторы. Малько стоит за пультом оркестра и на премьере Восьмой симфонии Мясковского, дирижирует и другими его симфониями – № 5, 7, 9 и 10.

Важнейшим событием стало первое в России исполнение грандиозного опуса Шенберга – «Песен Гурре» для шести солистов, хора и оркестра (в следующий раз «Песни Гурре» прозвучат в Большом зале лишь в 2003 году под управлением Николая Алексеева). Это было 30 ноября и 7 декабря 1927 года, а уже 12 февраля 1928-го Малько и певица Лидия Вырлан представляют еще одну премьеру Шенберга – Пять песен для голоса с оркестром, соч. 8.

В программах дирижера музыка ХХ столетия, едва перешедшего свой четвертьвековой рубеж, занимает основное место: Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Лядов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Дешевов, Берг, Рихаpд Штраус, а также отдельные опусы Арапова, Гнесина, Спендиарова, Пащенко. Ни сам Николай Малько, ни его коллеги по президиуму Художественного совета Филармонии Борис Асафьев и Анатолий Буцкой не мыслили афишу Большого зала вне контекста современной музыки.

Среди русских классиков чаще всего Малько дирижирует Римского-Корсакова и Чайковского – его Скрипичным концертом на открытии сезона 10 октября 1928 года в Большом зале дебютирует Давид Ойстрах. Но есть и Глинка, Бородин, Мусоргский. В программах дирижера немало Вагнера и Бетховена (титульных авторов первых сезонов): на торжественном заседании-концерте, посвященном 100-летию смерти Бетховена, Малько не только дирижирует, но и делает публичный доклад о творчестве композитора. Под управлением Малько оркестр также играет Шуберта, Шумана, Листа, Грига, Моцарта и даже симфонию Гайдна, которого вообще не исполняли в первые годы. Но Малько привлекает старая музыка: в программах звучат клавирный концерт ре минор Баха (солирует Мария Юдина) и Concerto grosso Корелли, а у Рихаpда Штрауса он выбирает не популярные симфонические поэмы, а недавно написанную «Сюиту танцев Франсуа Куперена».

В период директорства Николая Малько в сезоне 1927/1928 Филармония впервые вводит абонементную систему. Содержание абонементов составляли серьезные, а порой и сложные программы.

Абонементная книжка 1927/1928
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

При этом репертуар открытых концертов, нередко начинавшихся исполнением тогдашнего гимна СССР «Интернационала», как правило, складывался из большого количества названий популярной классики. Такого рода концерты проводились по разным поводам и были адресованы целевой аудитории: для Красной армии, для рабочей молодежи, для трудовых школ и учреждений Наркомпроса, для членов ЦИК СССР, для съезда терапевтов и съезда эпидемиологов, по случаю юбилея «Красной газеты» и годовщины смерти Ленина. С 1924 года ее отмечает ежегодно, но в 1928-м перед концертом впервые объявляют Траурное заседание ВКП (б.).

Такие мероприятия появлялись в афише Филармонии все чаще, и Малько, как директору, было положено в них участвовать – за пультом, а иногда и со вступительным словом. Это рождало не только разочарование, но и мысли об отъезде. Вплоть до конца 1928 года Николай Малько выступает очень много, но в 1929-м выходит на сцену Большого зала лишь трижды, весной. Программу его последнего дневного концерта 26 мая 1929 года составили сочинения Бетховена, Римского–Корсакова, Чайковского и Шостаковича – премьера сюиты из оперы «Нос». Это было закрытие восьмого филармонического сезона.

Николай Малько-гастролер за пультом Ленинградского оркестра, который он когда-то возглавлял, март 1959 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Николай Малько уедет из страны на самом исходе первой волны эмиграции. Его следующая встреча с Филармоническим оркестром состоится спустя 30 лет. 12 и 14 марта 1959 года Заслуженный коллектив под управлением Малько сыграет на сцене Большого зала Филармонии, которую он когда-то возглавлял, Вагнера и Чайковского. На афише и в программке будет написано: дирижер – Николай Малько (Австралия).

И. Р.



Концерты

  • 25 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солистка – Любовь Самарина

    Стравинский. Симфония ми-бемоль мажор. Сюита «Фавн и пастушка». Лядов. «Кикимора». «Волшебное озеро». «Баба-Яга». «Из Апокалипсиса». «Nenie» (скорбная песнь). Интермеццо для оркестра

  • 28 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Бородин. Симфония № 1. Мусоргский. Фрагменты из оперы «Сорочинская ярмарка». «Трепак» и «Полководец» из цикла «Песни и пляски смерти». «Ночь на лысой горе»

  • 29 октября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солист – Исай Рензин

    Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Антар». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 1 ноября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солист – Александр Штример

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Симфония № 1 «Весенняя»

  • 2 ноября 1924

    Для Губпрофсовета (повторение программы 29 октября)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солист – Исай Рензин

    Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Антар». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 14 октября 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Лист. «Фауст-симфония». Вагнер. Фрагменты из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры»

  • 28 октября 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Мясковский. Симфония № 7. Стравинский. Сюита «Фавн и пастушка». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Две каватины Берендея из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»

  • 31 октября 1925

    Для Губпрофсовета (повторение программы 28 октября)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Мясковский. Симфония № 7. Стравинский. Сюита «Фавн и пастушка». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Две каватины Берендея из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»

  • 9 ноября 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Интернационал. Стравинский. Фантазия «Фейерверк». Вагнер. «Полет Валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия»

  • 29 ноября 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вагнер. Фрагменты из опер «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин», «Валькирия». Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Ария Вацлавы из оперы «Млада». Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»

  • 16 января 1926

    Клуб Октябрьской ж. д. им. Зиновьева

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Аренский. Увертюра к опере «Сон на Волге». Лядов. «Волшебное озеро». Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Две песни Леля из оперы «Снегурочка». Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Вагнер. «Прощание Вотана» из музыкальной драмы «Валькирия». Григ. Сюита «Пер Гюнт» № 1

  • 30 января 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Скрябин. Симфония № 1. Прелюдия «Мечты». Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 27 марта 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена

  • 28 марта 1926

    Для Губпрофсовета (повторение программы 27 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена

  • 12 мая 1926

    Филармонический оркестр
    Вечер премьер
    Дирижер – Николай Малько

    Шостакович. Симфония № 1. Шиллингер. «Поступь Востока». Вейсберг. Симфоническая кантата «Двенадцать»

  • 16 октября 1926

    1-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солистка – Мария Юдина

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Кшенек. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Онеггер. «Летняя пастораль». Стравинский. Симфоническая поэма «Песнь соловья»

  • 8 ноября 1926

    Торжественное заседание Союза работников искусств (Сорабиса)
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. «Эгмонт», музыка к трагедии И. Гёте. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». «Вы жертвою пали». Интернационал

  • 19 декабря 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солист – Владимир Софроницкий

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Стравинский. Сюита для малого оркестра

  • 29 декабря 1926

    Клуб завода «Красный Треугольник»

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Интернационал. Бетховен. Симфония № 5. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт»

  • 26 января 1927

    Дом культпросвета им. Плеханова

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    В программе: Глинка, Глазунов, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Бородин



«Вестник театра и искусства»

О концерте 4 января 1922 из произведений Дебюсси в БЗФ 10 января 1922

«‎Рабочий и театр»‎ № 9

О концерте 1 ноября 1924 в БЗФ Ноябрь 1924

«Жизнь искусства» № 46

О концертах 1 и 2 ноября 1924 в БЗФ Ноябрь 1924

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 26 и 29 октября, 1 и 2 ноября 1924 в БЗФ 12 ноября 1924

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 14 октября 1925 в БЗФ 15 октября 1925

«‎Жизнь искусства»‎ № 45

О концертах 28 и 31 октября 1925 в БЗФ 7 ноября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 31 октября 1925 в БЗФ 30 октября 1925

«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 26 ноября 1924 в БЗФ 2 декабря 1924

«‎Вечерняя газета»‎

О выездном концерте 16 января 1926 19 января 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 14

О концертах 27 и 28 марта 1926 в БЗФ Апрель 1926

«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 12 мая 1926, премьера Первой симфонии Д. Шостаковича 15 мая 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 10

О концертах 2 и 3 марта 1926 Март 1926

«‎Смена»‎

О концерте 27 марта 1927 в БЗФ 29 марта 1927

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 5 октября 1927 8 октября 1927

«‎Смена»‎

О концерте 29 октября 1927 в БЗФ 1 ноября 1927

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 6 ноября 1927 в БЗФ 9 ноября 1927

«‎Жизнь искусства»‎

О концерте 6 ноября 1927 в БЗФ 15 ноября 1927

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 30 ноября 1927 в БЗФ 2 декабря 1927

«‎Жизнь искусства»‎

О концертах 30 ноября и 7 декабря 1927 в БЗФ 21 декабря 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 4

О концерте 30 декабря 1928 и концертах Кнаппертсбуша в январе 1929 Январь 1929



Другие материалы

Михаил Кравченко

Михаил Кравченко

Контрабас 1882–1966
Квартет имени Глазунова

Квартет имени Глазунова

Камерный ансамбль 1919–1963

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»