Персоны

Квартет имени Глазунова

1919–1963
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Квартет имени Глазунова

Коллектив

Илья Лукашевский Первая скрипка
Александр Печников Вторая скрипка
Давид Зиссерман Виолончель

Биография

Квартет имени Глазунова

Струнный квартет имени Глазунова был создан в 1919 году по инициативе Ильи Лукашевского – скрипача Государственного симфонического оркестра, игравшего в группе первых скрипок к моменту вхождения коллектива в состав Филармонии, но затем полностью посвятившего себя работе в Квартете.

Фотокопия европейской гастрольной открытки Квартета, предположительно 1925 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыканты собрались репетировать 20 марта, а уже 20 апреля дали первый концерт в Малом зале Петроградской консерватории, где в основном и выступали в первое время. Тогда же они, с согласия Глазунова, присвоили Квартету его имя. Это было не только данью уважения большому музыканту, директору Консерватории, всячески поддерживающему любые творческие начинания, но и своего рода охранной грамотой. Ансамблю Глазунов посвятил свой струнный квартет № 6. Квартет им. Глазунова и Александр Глазунов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1922 году Квартет Глазунова входит в состав Филармонии, заменив распавшийся Государственный академический квинтет, «вследствие отъезда некоторых его участников за границу»[1]. Квартет выступает, главным образом, в Малом зале (ныне Бетховенском фойе БЗФ), но принимает участие и в программах Большого зала.

Осенью 1925 года ансамбль совершает первую заграничную поездку – в Германию и Францию, где получает прекрасную критику:

Берлин: «…Квартет имени Глазунова – какое неслыханное исполнение. Все квартеты Германии могли бы поучиться у этих артистов, которые не придерживаются односторонних национальных программ, но и немецких классиков передают также прекрасно, с благородством и прочувствованностью» (“Die Welt am Abend”, 24/X. 1925).

Гамбург: «… В мастерской передаче этого изумительного, органически спаянного ансамбля, квартет Брамса предстал перед нами в такой законченности, в такой духовной красоте, которая до сих пор казалась едва ли достижимой…» (“Hamburger Echo”, 22/X.1925).

Париж: «В зале Гаво мы аплодировали совершенно исключительному русскому Квартету имени Глазунова, который поразил нас интерпретацией квартетов Бетховена, Шуберта и Равеля. Когда он к нам вернется?» (''Le petit Parisien'', 23/XI. 1925).

Через год, осенью 1926-го, ансамбль приказом Комиссариата просвещения (отделом Главнауки) получает статус самостоятельного государственного коллектива, но Филармония по-прежнему остается для музыкантов приоритетной площадкой.

У такого решения были веские экономические причины: целевое государственное финансирование Квартета снимало эту обязанность с Филармонии, финансовое положение которой и так было непростым. Одновременно середина 1920-х годов – время активной поддержки государством квартетного исполнительского искусства. Появлявшиеся тогда один за другим квартеты получали уникальные инструменты из госколлекции, а в поездках по стране не только давали концерты, но и занимались поисками еще не реквизированных инструментов из частных собраний.

Не исключением был и Квартет имени Глазунова. Наряду с квартетами Страдивариуса и Московской консерватории (будущий Квартет Бетховена), он занимает лидирующие позиции в своем жанре, дважды становится лауреатом учрежденного по инициативе Луначарского Всесоюзного конкурса квартетов – в 1925 и 1927 годах (больше конкурс не проводился), разделив первую премию с московскими ансамблями. Но именно «глазуновцев» выделил рецензент в обзорной статье по итогам конкурса 1925 года:

«Квартет имени Глазунова единственный, который, не обинуясь, может быть назван подлинным ансамблем. Здесь не четыре артиста, а один коллективный мыслитель и музыкант, с одной головой, одним звуком, одной трактовкой деталей – лишь с восемью одинаково виртуозно работающими руками» („Жизнь искусства“ №  10 от 10 марта 1925 г.).

Сезоны 1926/1927 и 1927/1928 глазуновцы проведут на гастролях по стране и сыграют 300 концертов – от Урала и Сибири до Кавказа и Средней Азии[2]. В 1929-м Квартет второй раз выедет за рубеж – во Францию, Бельгию, Германию, Голландию, Польшу, в страны Скандинавии и Балтии. В дальнейшей биографии ансамбля заграничных гастролей не будет, однако по стране Квартет продолжит ездить постоянно. Даже в период эвакуации в Новосибирск, куда Квартет уедет вместе с Филармонией, музыканты будут гастролировать по городам Сибири и Урала, а зимой 1943-го на месяц отправятся с концертами на Воронежский фронт.

С первых дней своего существования Квартет много играл на выездных площадках – на заводах, в госпиталях, школах, в клубах. После серии концертов, состоявшихся в помещении бывшего Народного дома – кинотеатре «Великан», рецензент писал:

«Выступления Квартета им. Глазунова прошли с выдающимся успехом, доказавшим, что рабочая масса, составляющая главный контингент посетителей «Великана», интересуется серьезной музыкой не меньше, чем другими, обычными номерами, дивертисментами кинотеатров» (журнал «Жизнь искусства», 25 августа 1925 г.).

Подобные слова повторялись, варьируясь, из статьи в статью, но скорее выдавали желаемое за действительное. Говорили о том, как близок народу считавшийся прежде элитарным жанр квартета, о глубоком понимании рабочими тонкой квартетной музыки. К 5-летию коллектива автор (не указан) пишет в аннотации, что Квартет прошел «…суровый стаж кропотливой и незаметной работы по прививке к низовым массам первых зачатков музыкального вкуса и интереса к чуждому тогда еще им музыкальному искусству…».

Но ни вера рецензентов в возможности слушателей, ни благие намерения тогдашних руководителей культуры, старавшихся образовывать массы, не помогли: репертуар Квартета Глазунова стремительно менялся. В 1920-е годы музыканты играли квартеты Гайдна и Моцарта, Шуберта, Шумана и Брамса, Чайковского и Танеева, Глазунова, Дебюсси и Равеля. В Малом зале – нынешнем Бетховенском фойе, выполнявшем почти 10 лет функцию камерной филармонической площадки, они играли не только классику, но и очень много новой музыки: эти серии Филармония организовывала совместно с Институтом истории искусств и учрежденной при Филармонии в 1924 году Ассоциацией современной музыки (АСМ). Глазуновцы исполнили премьеры квартетов Прокофьева и Хиндемита, Онеггера и Кшенека, квартетные пьесы Стравинского, Казеллы и Малипьеро.

Отдельная страница биографии ансамбля – квартеты Бетховена. Впервые ансамбль сыграл бетховенский цикл в 1923 году в Малом зале (программки пока не обнаружены), а в Большом зале исполнил все квартеты зимой и осенью 1931 года. Но с начала 1930-х годов Квартет имени Глазунова участвует, главным образом, в сборных концертах, где играет отдельные части квартетов (как правило, это Григ и Чайковский) и переложения популярной классики (их делали квартетисты Александр Рывкин и Давид Могилевский). Практически все программы таких концертов были рукописными и составленными наспех. Музыканты выступали и «на разогреве» в вокальных вечерах солистов Большого и Кировского (Мариинского) театров, а репертуар по-прежнему оставался легким и был далек от академического. Дмитрий Шостакович и квартет им. Глазунова.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Отдушиной и здесь была современная музыка. В декабре 1932-го и в ноябре 1933-го Квартет Глазунова участвует в проходивших в Большом зале авторских концертах Прокофьева: музыканты играют его си-минорный квартет и, вместе с автором и кларнетистом Владимиром Генслером, Увертюру на еврейские темы. 2 января 1941 года они исполняют с Шостаковичем его фортепианный квинтет. Глазуновцы знакомят слушателей с квартетами Шебалина, Мясковского, Тактакишвили, а позднее, Свиридова, Пригожина, некоторые новые сочинения посвящаются ансамблю.

К 38-му году своей деятельности Квартет, который еще в 1934-м был удостоен, как и Филармонический оркестр, звания заслуженного коллектива Республики, дал 7000 тысяч концертов[3]. В этот период в Большом зале состоится лишь один сольный концерт Квартета – 14 февраля 1935 года они играют Чайковского.

Чайковский звучит, главным образом, и в программах на камерных филармонических площадках. Постоянного «Малого зала» у филармонии в 1930-е годы не было, концерты проходили то в зале Капеллы, то в заводских клубах и Домах культуры. В конце 1930-х эту функцию взял на себя Малый зал имени Глазунова Ленинградской консерватории. На сезон 1941/1942 здесь были заявлены изысканные квартетные программы – Моцарт, Франк, Равель, Роже-Дюкас[4]. Но в это время музыканты уже были в Новосибирске, куда эвакуировались вместе с Филармонией. Там, 4 октября 1941 года, глазуновцы приняли участие в открытии сезона, выступали с Марией Юдиной (квинтет Брамса) и дважды с Дмитрием Шостаковичем (фортепианный квинтет), играли квартеты Шуберта, Дворжака, Бородина, Шебалина, но чаще всего Чайковского. Его квартеты № 1 и № 2 они исполнили и на своем первом, после возвращения в Ленинград, концерте 3 ноября 1944  года.                                     © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале музыканты будут выступать в сборных программах до 9 февраля 1956 года: на вечере памяти Достоевского сыграют две части из квартета Бетховена (тональность, номер и опус не указаны).

Квартет имени Глазунова на открытии Малого зала Ленинградской филармонии 15 мая 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

15 мая 1949-го Квартет имени Глазунова выступает на торжественном открытии Малого зала имени Глинки, который станет их основной концертной площадкой. В это послевоенное время коллектив вновь возвращается к академическому квартетному репертуару, с которого и начинал свою деятельность. В Малом зале музыканты играют квартеты Гайдна, Моцарта, Дворжака и Грига, Вольфа и Дебюсси, Чайковского, Танеева и Глазунова, участвуют в концертах современной музыки, 2 октября 1955 года, на открытии сезона, исполняют с Дмитрием Шостаковичем его Фортепианный квинтет. Среди партнеров Квартета – пианисты Генрих Нейгауз, Марией Юдиной, Лев Оборин, Мария Гринберг, Павел Серебряков, Владимир Нильсен, музыканты Заслуженного коллектива академического симфонического оркестра филармонии. По-прежнему важное место в репертуаре ансамбля занимает Бетховен, ему посвящено несколько монографических вечеров. Бетховена Квартет имени Глазунова исполнял и на своем последнем концерте,состоявшемся в Малом зале 15 апреля 1963 года. Этот концерт завершил биографию коллектива, начавшуюся 20 апреля 1919 года.                           © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В составе Квартета Глазунова прекрасные музыканты. Об их отменном качестве свидетельствуют не только квартетные, но и сольные выступления.


[Назад] [2]     В архивах Филармонии сохранилась реклама их гастролей в Одессе, организованных импресарио Павлом Коганом, – с аннотацией на Квартет, цитатами из зарубежной прессы и программой двух концертов. В нее вошли квартеты Глазунова (ля минор, ор. 64), Бетховена (ми минор, ор. 59 № 2), Чайковского (фа мажор, ор 22), Шуберта (ре минор), Грига (соль минор) и Пассакалия Генделя – Хальворсена. К сожалению, в рекламе нигде не обозначена дата концертов, но они, несомненно, входили именно в эту серию гастролей Квартета.

[Назад] [4]    Заявленные на первый военный сезон 1941/1942 в Зале Глазунова программы абонементов с участием Квартета Глазунова (даты не указаны). Льготный абонемент № 1 «Квартетные вечера»: Равель – Квартет; Боккерини – Квинтет с двумя виолончелями; Франк – Фортепианный квинтет, исполнители: Квартет им. Глазунова, М. В. Юдина, Э. Г. Фишман; Верди – Квартет; Малипьеро – Rispetti e strambotti; Роже-Дюкас – Фортепианный квартет, исполнители: Квартет им. Глазунова, В.В. Софроницкий. Льготный абонемент на цикл камерных концертов «Моцарт (к 150-летию со дня смерти)»: Моцарт – Квартет C-dur, Соната-трио с органом, Квинтет с кларнетом, Фортепианный квартет g-moll; исполнители: Квартет им. Глазунова, И. А. Браудо, Н. И. Голубовская, В. И. Генслер.



Другие материалы

Николай Малько

Николай Малько

Дирижер 1883–1961
Илья Лукашевский

Илья Лукашевский

Скрипка 1892-1967

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»