Персоны

Квартет имени Глазунова

1919–1963
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Квартет имени Глазунова

Коллектив

Илья Лукашевский Первая скрипка
Александр Печников Вторая скрипка
Давид Зиссерман Виолончель

Биография

Квартет имени Глазунова

Струнный квартет имени Глазунова был создан в 1919 году по инициативе Ильи Лукашевского – скрипача Государственного симфонического оркестра, игравшего в группе первых скрипок к моменту вхождения коллектива в состав Филармонии, но затем полностью посвятившего себя работе в Квартете.

Фотокопия европейской гастрольной открытки Квартета, предположительно 1925 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыканты собрались репетировать 20 марта, а уже 20 апреля дали первый концерт в Малом зале Петроградской консерватории, где в основном и выступали в первое время. Тогда же они, с согласия Глазунова, присвоили Квартету его имя. Это было не только данью уважения большому музыканту, директору Консерватории, всячески поддерживающему любые творческие начинания, но и своего рода охранной грамотой. Ансамблю Глазунов посвятил свой струнный квартет № 6.

Квартет им. Глазунова и Александр Глазунов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1922 году Квартет Глазунова входит в состав Филармонии, заменив распавшийся Государственный академический квинтет, «вследствие отъезда некоторых его участников за границу»[1]. Квартет выступает, главным образом, в Малом зале (ныне Бетховенском фойе БЗФ), но принимает участие и в программах Большого зала.

Осенью 1925 года ансамбль совершает первую заграничную поездку – в Германию и Францию, где получает прекрасную критику:

Берлин: «…Квартет имени Глазунова – какое неслыханное исполнение. Все квартеты Германии могли бы поучиться у этих артистов, которые не придерживаются односторонних национальных программ, но и немецких классиков передают также прекрасно, с благородством и прочувствованностью» (“Die Welt am Abend”, 24/X. 1925).

Гамбург: «… В мастерской передаче этого изумительного, органически спаянного ансамбля, квартет Брамса предстал перед нами в такой законченности, в такой духовной красоте, которая до сих пор казалась едва ли достижимой…» (“Hamburger Echo”, 22/X.1925).

Париж: «В зале Гаво мы аплодировали совершенно исключительному русскому Квартету имени Глазунова, который поразил нас интерпретацией квартетов Бетховена, Шуберта и Равеля. Когда он к нам вернется?» (''Le petit Parisien'', 23/XI. 1925).

Через год, осенью 1926-го, ансамбль приказом Комиссариата просвещения (отделом Главнауки) получает статус самостоятельного государственного коллектива, но Филармония по-прежнему остается для музыкантов приоритетной площадкой.

У такого решения были веские экономические причины: целевое государственное финансирование Квартета снимало эту обязанность с Филармонии, финансовое положение которой и так было непростым. Одновременно середина 1920-х годов – время активной поддержки государством квартетного исполнительского искусства. Появлявшиеся тогда один за другим квартеты получали уникальные инструменты из госколлекции, а в поездках по стране не только давали концерты, но и занимались поисками еще не реквизированных инструментов из частных собраний.

Не исключением был и Квартет имени Глазунова. Наряду с квартетами Страдивариуса и Московской консерватории (будущий Квартет Бетховена), он занимает лидирующие позиции в своем жанре, дважды становится лауреатом учрежденного по инициативе Луначарского Всесоюзного конкурса квартетов – в 1925 и 1927 годах (больше конкурс не проводился), разделив первую премию с московскими ансамблями. Но именно «глазуновцев» выделил рецензент в обзорной статье по итогам конкурса 1925 года:

«Квартет имени Глазунова единственный, который, не обинуясь, может быть назван подлинным ансамблем. Здесь не четыре артиста, а один коллективный мыслитель и музыкант, с одной головой, одним звуком, одной трактовкой деталей – лишь с восемью одинаково виртуозно работающими руками» („Жизнь искусства“ № 10 от 10 марта 1925 г.).

Сезоны 1926/1927 и 1927/1928 глазуновцы проведут на гастролях по стране и сыграют 300 концертов – от Урала и Сибири до Кавказа и Средней Азии[2]. В 1929-м Квартет второй раз выедет за рубеж – во Францию, Бельгию, Германию, Голландию, Польшу, в страны Скандинавии и Балтии. В дальнейшей биографии ансамбля заграничных гастролей не будет, однако по стране Квартет продолжит ездить постоянно. Даже в период эвакуации в Новосибирск, куда Квартет уедет вместе с Филармонией, музыканты будут гастролировать по городам Сибири и Урала, а зимой 1943-го на месяц отправятся с концертами на Воронежский фронт.

Буклет гастролей Квартета имени Глазунова в Одессе. Предположительно, 1926 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С первых дней своего существования Квартет много играл на выездных площадках – на заводах, в госпиталях, школах, в клубах. После серии концертов, состоявшихся в помещении бывшего Народного дома – кинотеатре «Великан», рецензент писал:

«Выступления Квартета им. Глазунова прошли с выдающимся успехом, доказавшим, что рабочая масса, составляющая главный контингент посетителей «Великана», интересуется серьезной музыкой не меньше, чем другими, обычными номерами, дивертисментами кинотеатров» (журнал «Жизнь искусства», 25 августа 1925 г.).

Подобные слова повторялись, варьируясь, из статьи в статью, но скорее выдавали желаемое за действительное. Говорили о том, как близок народу считавшийся прежде элитарным жанр квартета, о глубоком понимании рабочими тонкой квартетной музыки. В аннотации к концертам 22 и 29  декабря 1925 года, посвященным 5-летию коллектива, автор (не указан) пишет, что Квартет прошел «…суровый стаж кропотливой и незаметной работы по прививке к низовым массам первых зачатков музыкального вкуса и интереса к чуждому тогда еще им музыкальному искусству…».

Обложка и аннотация из программки концертов Квартета имени Глазунова 22 и 25 декабря 1925 года в Малом (Бетховенском) зале Филармонии. Концерты посвящены 5-летию создания коллектива.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но ни вера рецензентов в возможности слушателей, ни благие намерения тогдашних руководителей культуры, старавшихся образовывать массы, не помогли: репертуар Квартета Глазунова стремительно менялся. В 1920-е годы музыканты играли квартеты Гайдна и Моцарта, Шуберта, Шумана и Брамса, Чайковского и Танеева, Глазунова, Дебюсси и Равеля. В Малом зале – нынешнем Бетховенском фойе, выполнявшем почти 10 лет функцию камерной филармонической площадки, они играли не только классику, но и очень много новой музыки: эти серии Филармония организовывала совместно с Институтом истории искусств и учрежденной при Филармонии в 1926 году Ассоциацией современной музыки (АСМ). Глазуновцы исполнили премьеры квартетов Прокофьева и Хиндемита, Онеггера и Кшенека, квартетные пьесы Стравинского, Казеллы и Малипьеро.

Отдельная страница биографии ансамбля – квартеты Бетховена. Впервые ансамбль сыграл бетховенский цикл в 1923 году в Малом зале (программки пока не обнаружены), а в Большом зале исполнил все квартеты зимой и осенью 1931 года. Но с начала 1930-х годов Квартет имени Глазунова участвует, главным образом, в сборных концертах, где играет отдельные части квартетов (как правило, это Григ и Чайковский) и переложения популярной классики (их делали квартетисты Александр Рывкин и Давид Могилевский). Практически все программы таких концертов были рукописными и составленными наспех. Музыканты выступали и «на разогреве» в вокальных вечерах солистов Большого и Кировского (Мариинского) театров, а репертуар по-прежнему оставался легким и был далек от академического. Дмитрий Шостакович и квартет им. Глазунова.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Отдушиной и здесь была современная музыка. В декабре 1932-го и в ноябре 1933-го Квартет Глазунова участвует в проходивших в Большом зале авторских концертах Прокофьева: музыканты играют его си-минорный квартет и, вместе с автором и кларнетистом Владимиром Генслером, Увертюру на еврейские темы. 2 января 1941 года они исполняют с Шостаковичем его фортепианный квинтет. Глазуновцы знакомят слушателей с квартетами Шебалина, Мясковского, Тактакишвили, а позднее, Свиридова, Пригожина, некоторые новые сочинения посвящаются ансамблю.

К 38-му году своей деятельности Квартет, который еще в 1934-м был удостоен, как и Филармонический оркестр, звания заслуженного коллектива Республики, дал 7000 тысяч концертов[3]. В этот период в Большом зале состоится лишь один сольный концерт Квартета – 14 февраля 1935 года они играют Чайковского.

Чайковский звучит, главным образом, и в программах на камерных филармонических площадках. Постоянного «Малого зала» у филармонии в 1930-е годы не было, концерты проходили то в зале Капеллы, то в заводских клубах и Домах культуры. В конце 1930-х эту функцию взял на себя Малый зал имени Глазунова Ленинградской консерватории. На сезон 1941/1942 здесь были заявлены изысканные квартетные программы – Моцарт, Франк, Равель, Роже-Дюкас[4]. Но в это время музыканты уже были в Новосибирске, куда эвакуировались вместе с Филармонией. Там, 4 октября 1941 года, глазуновцы приняли участие в открытии сезона, выступали с Марией Юдиной (квинтет Брамса) и дважды с Дмитрием Шостаковичем (фортепианный квинтет), играли квартеты Шуберта, Дворжака, Бородина, Шебалина, но чаще всего Чайковского. Его квартеты № 1 и № 2 они исполнили и на своем первом, после возвращения в Ленинград, концерте 3 ноября 1944 года.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале музыканты будут выступать в сборных программах до 9 февраля 1956 года: на вечере памяти Достоевского сыграют две части из квартета Бетховена (тональность, номер и опус не указаны).

Квартет имени Глазунова на открытии Малого зала Ленинградской филармонии 15 мая 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

15 мая 1949-го Квартет имени Глазунова выступает на торжественном открытии Малого зала имени Глинки, который станет их основной концертной площадкой. В это послевоенное время коллектив вновь возвращается к академическому квартетному репертуару, с которого и начинал свою деятельность. В Малом зале музыканты играют квартеты Гайдна, Моцарта, Дворжака и Грига, Вольфа и Дебюсси, Чайковского, Танеева и Глазунова, участвуют в концертах современной музыки, 2 октября 1955 года, на открытии сезона, исполняют с Дмитрием Шостаковичем его Фортепианный квинтет. Среди партнеров Квартета – пианисты Генрих Нейгауз, Мария Юдина, Лев Оборин, Мария Гринберг, Павел Серебряков, Владимир Нильсен, музыканты Заслуженного коллектива академического симфонического оркестра филармонии. По-прежнему важное место в репертуаре ансамбля занимает Бетховен, ему посвящено несколько монографических вечеров. Бетховена Квартет имени Глазунова исполнял и на своем последнем концерте,состоявшемся в Малом зале 15 апреля 1963 года. Этот концерт завершил биографию коллектива, начавшуюся 20 апреля 1919 года.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В составе Квартета Глазунова прекрасные музыканты. Об их отменном качестве свидетельствуют не только квартетные, но и сольные выступления.


[Назад] [2]

В архивах Филармонии сохранилась реклама их гастролей в Одессе, организованных импресарио Павлом Коганом, – с аннотацией на Квартет, цитатами из зарубежной прессы и программой двух концертов. В нее вошли квартеты Глазунова (ля минор, ор. 64), Бетховена (ми минор, ор. 59 № 2), Чайковского (фа мажор, ор 22), Шуберта (ре минор), Грига (соль минор) и Пассакалия Генделя – Хальворсена. К сожалению, в рекламе нигде не обозначена дата концертов, но они, несомненно, входили именно в эту серию гастролей Квартета.

[Назад] [4] Заявленные на первый военный сезон 1941/1942 в Зале Глазунова программы абонементов с участием Квартета Глазунова (даты не указаны). Льготный абонемент № 1 «Квартетные вечера»: Равель – Квартет; Боккерини – Квинтет с двумя виолончелями; Франк – Фортепианный квинтет, исполнители: Квартет им. Глазунова, М. В. Юдина, Э. Г. Фишман; Верди – Квартет; Малипьеро – Rispetti e strambotti; Роже-Дюкас – Фортепианный квартет, исполнители: Квартет им. Глазунова, В.В. Софроницкий. Льготный абонемент на цикл камерных концертов «Моцарт (к 150-летию со дня смерти)»: Моцарт – Квартет C-dur, Соната-трио с органом, Квинтет с кларнетом, Фортепианный квартет g-moll; исполнители: Квартет им. Глазунова, И. А. Браудо, Н. И. Голубовская, В. И. Генслер.

1-я скрипка:

Лукашевский Илья Овсеевич (1892–1967) – инициатор создания коллектива, первую скрипку в ансамбле играл на протяжении всего времени существования Квартета – до 1963 года. Выступал и как солист с оркестром: дважды исполнил в Большом зале с Александром Рывкиным концертную симфонию Моцарта (1925, 1933), а с Давидом Могилевским – концерт для скрипки и виолончели Брамса (1933). В 1926 в Малом зале с Софьей Давыдовой сыграл все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано. Подробнее: см. персональную страницу

2-я скрипка:

Печников Александр Давыдович (1885/90–1956) – скрипач, учился в Петербургской консерватории у профессора Налбандяна (1908–1914). В 1930-е годы он недолго будет преподавать в консерватории на кафедре камерного ансамбля, а в Квартете играет со дня его основания и до 1934 года. 25 декабря 1924-го в Малом зале в серии концертов «Новая музыка» Александр Печников исполнил с Ильей Лукашевским премьеру в СССР сонатины для двух скрипок Онеггера. Подробнее:
https://www.conservatory.ru/esweb/pechnikov-pechnik-aleksandr-yakov-davydovich-1890-1956

Летичевский Теодор Исаакович (1907–?) – скрипач, артист концертного бюро Филармонии, в 1940–1965 играет в группе первых скрипок Заслуженного коллектива, в 1934–1937 – 2-я скрипка Квартета имени Глазунова. Подробнее: см. персональную страницу

Гинзбург Григорий Исаевич (1908–1962) – скрипач и альтист, преподаватель альта в Ленинградской консерватории. В его консерваторском классе, до перевода на дирижерский факультет, учился Юрий Темирканов (1955–1956). В Квартете Гинзбург играл с 1919 года и до конца жизни: до 1956-го – вторую скрипку, а затем альт. Последний концерт с его участием состоялся в Малом зале 5 ноября 1961 года. Следующее, единственное, выступление ансамбля в Филармонии пройдет 15 апреля 1963 года уже без Гинзбурга, но кто играл тогда на альте, неизвестно, так как состав участников Квартета не указан.

Рушанский Александр Лазаревич (1910–1993) – скрипач, учился в Одессе у Петра Столярского, в 1937-м окончил у Вениамина Шера Ленинградскую консерваторию, где сразу же начал преподавать. Класс скрипки и квартета Рушанский также вел в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова. С 1956-го играл 2-ю скрипку в Квартете Глазунова. Подробнее: https://www.conservatory.ru/esweb/rushanskiy-abram-lazarevich-1910-1993

Альт:

Рывкин Александр Михайлович (1893–1951) – альтист, педагог. В Квартете Глазунова играл в 1919–1951. Вместе с Могилевским делал для ансамбля переложения популярной классики. Выступал и как солист – в Большом зале дважды играл с оркестром (1925, 1933), в Малом зале исполнил с пианистом Александром Каменским премьеры альтовых сонат Онеггера (1924) и Хиндемита (1925). Подробнее: см. персональную страницу

Шер Вениамин Иосифович (1900–1962) – скрипач, альтист, педагог, композитор, играл в Квартете имени Ауэра (первая скрипка и альт), в 1946-м стал инициатором создания ленинградского квартета, вскоре получившего название Квартета имени Танеева. В Квартете Глазунова играл на альте в 1951–1955 годах.
Подробнее: см. персональную страницу

В 1955–1956 в Квартете на альте периодически будут играть Юрий Крамаров и приезжавший из Москвы Рудольф Баршай. В 1956 году на место альтиста переходит Григорий Гинзбург.

Виолончель:

Зиссерман Давид Захарович (1886–1961) – первый виолончелист Квартета, игравший в ансамбле до 1923 года. Давид Зиссерман преподавал в Петроградской консерватории. Он был опытным ансамблистом – с 1907 года играл в квартете Московского отделения Русского музыкального общества, затем, уже в Петербурге, в струнном квартете графа Шереметева. 17 сентября 1909 года Давид Зиссерман выступал в составе квартета в Ясной Поляне – для Льва Николаевича Толстого и его семьи . Первую скрипку в тот вечер играл Александр Могилевский: его брат Давид Могилевский сменит Зиссермана в Квартете имени Глазунова в 1923 году.

Могилевский Давид Яковлевич (1893–1970) – виолончелист, в Квартете имени Глазунова играл с 1922 года на протяжении всей истории коллектива. Как и Рывкин, Давид Могилевский делал многочисленные переложения, которые в 1930-е годы ансамбль часто включал в программы популярной классики. В Большом зале исполнил с Сергеем Прокофьевым его Балладу для виолончели и фортепиано, ор. 15. (1932 и 1934), в 1933 играл с Лукашевским концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса под управлением Вацлава Талиха. Подробнее: см. персональную страницу

И. Р.


Концерты

  • 29 июля 1921

    Малый зал, бывший зал Хоровой Академии

    Академический квинтет Государственной филармонии

    Бетховен. Струнный квартет № 9. Соната для фортепиано № 14. Септет ми-бемоль мажор

  • 4 августа 1921

    Малый зал, бывший зал Хоровой Академии

    Академический квинтет Государственной филармонии

    Шуман. Квартет № 3. Танеев. Фортепианный квартет. Мендельсон. Октет для струнных ми-бемоль мажор

  • 6 июня 1922

    По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов

    Вокально-инструментальный концерт-лекция

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер

  • 22 декабря 1922

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Открытие сезона
    Академические камерные концерты
    Квартет имени Глазунова
    I камерный вечер
    В концерте участвует Мария Юдина

    В программе: Глазунов (без указания произведений)

  • 26 декабря 1922

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Академические камерные концерты
    Квартет имени Глазунова
    II камерный вечер
    В концерте участвует Софья Давыдова

    В программе: Сезар Франк, в честь столетия со дня рождения (без указания произведений)

  • 29 декабря 1922

    Бетховенское фойе (машинопись и рукописная книга)

    Академические камерные концерты
    Квартет имени Глазунова
    III камерный вечер
    В концерте участвует Софья Давыдова

    Бетховен. Струнный квартет № 11. Брамс. Фортепианный квартет № 1. Шуберт. Струнный квартет № 14

  • 12 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    В концерте участвует Софья Давыдова

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 23 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    В концерте участвует Софья Давыдова

    В программе: Чайковский, Аренский (без указания произведений)

  • 26 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова, Николай Рождественский, Сергей Буяновский

    В программе: Шуман, Шуберт (без указания произведений)

  • 8 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Роберт Ламберт, Павел Вантроба, Анатолий Дроздов

    В программе: А. Дроздов (без указания произведений)

  • 13 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Карнович, Винклер, Штейнберг (без указания произведений)

  • 24 февраля 1923

    Бетховенское фойе (возможно, не состоялся: отсутствуют пометки о сборе и количестве слушателей, рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова

    (программа не указана)

  • 26 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова
    Павел Вантроба

    В программе: Моцарт (без указания произведений)

  • 6 марта 1923

    Бетховенское фойе (машинопись и рукописная книга)

    Камерный вечер
    Квартет имени Глазунова
    Олимпиада Тарновская
    Николай Рихтер
    Софья Давыдова

    Танеев. Струнный квартет № 1. Романсы. Фортепианный квинтет

  • 20 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер из произведений Александра Тихоновича Гречанинова

    В программе: Гречанинов (без указания произведений)

  • 23 марта 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Шуберт, Шуман (без указания произведений)

  • 13 декабря 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Открытие сезона камерных концертов
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 18 декабря 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 20 декабря 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Ирина Миклашевская

    В программе: Бетховен (без указания произведений)

  • 27 декабря 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Квартет имени Глазунова
    Софья Давыдова
    Владимир Шушлин

    В программе: Бетховен (без указания произведений)


«Жизнь искусства» № 47

Росфил Ноябрь 1924

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 11, 18 и 25 декабря 1924 в МЗФ 30 декабря 1924

«Красная газета»

Текущая музыкальная жизнь. Филармония 9 января 1925

«Жизнь искусства» № 5

О концертах 7, 14 и 20 января 1925 в БЗФ 3 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 10

На конкурсе квартетов 10 марта 1925

«Жизнь искусства» № 10

О концертах современной музыки в МЗФ, даты не установлены, так как в архивах рецензируемые программы не сохранились. Исключение – концерт 19 февраля 1925, о котором написано в конце статьи 10 марта 1925

«‎Жизнь искусства»‎ № 21

[Программки цикла в архивах не обнаружены] 26 мая 1925

«‎Жизнь искусства»‎ № 10

О концерте 25 февраля 1926 в МЗФ Март 1926

«Жизнь искусства» № 4

О концертах 11, 18 и 25 декабря 1924 в МЗФ 27 января 1925



Другие материалы

Николай Малько

Николай Малько

Дирижер 1883–1961
Илья Лукашевский

Илья Лукашевский

Скрипка 1892–1967

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»