Пресса

27 февраля 1958

«Ленинградская Правда»

О концертах 15, 25, 26 января 1958 в БЗФ и 12 февраля 1958 в МЗФ

В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ ЛЕНИНГРАДА

1. С ЖИВЫМ ЧУВСТВОМ СОВРЕМЕННОСТИ (о концерте 15 января 1958 в БЗФ)

Выступления дирижера Курта Зандерлинга в симфонических концертах всегда привлекают к себе внимание как содержательностью программ, так и глубиной их предварительной подготовки. Пытливую, ищущую мысль исполнителя улавливаешь и в построении программы отчетного концерта. В ней соединены такие контрастные произведения, как сравнительно редко появляющаяся на симфонической эстраде увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Гамлет» и новый виолончельный концерт талантливого московского композитора М. Вайнберга, увертюра «Оберон» великого романтика начала прошлого века К. М. Вебера и сюита современного немецкого композитора Пауля Хиндемита «Метаморфозы», написанная на темы Вебера.

Умение передать с живым чувством современности яркое произведение, созданное в отдаленную эпоху, и тем самым сделать его понятным, близким советскому слушателю — ценное качество дирижера. Оно наглядно проявилось в исполнении увертюр Чайковского и Вебера. Передача своеобразия авторского замысла, индивидуального колорита, присущего столь различным партитурам, сочеталась у Зандерлинга с живой эмоциональностью, с подъемом, характерным для человека нашей эпохи. Исполнив концерт М. Вайнберга, Зандерлинг вновь утвердил за собою репутацию ревностного пропагандиста советской музыки. Это — пьеса большого мелодического дыхания и уверенного профессионального мастерства. С впечатляющей силой была воспроизведена сольная партия концерта одним из лучших советских виолончелистов М. Ростроповичем.

На столь же высоком уровне находилось также исполнение другой новинки — сюиты Хиндемита, остроумно «цитирующей» мелодии из веберовских пьес «Турандот» и «Три пинто».

К сожалению, администрация Филармонии отнеслась с меньшим вниманием, чем исполнители, к пропаганде новых произведений. В аннотации, выпущенной к концерту, обстоятельный очерк был посвящен только «Гамлету» Чайковского. Что же касается почти неизвестного ленинградцам советского композитора М. Вайнберга, то ни о нем, ни о его новом сочинении из программы нельзя почерпнуть никаких сведений. Нет ни слова в ней и о Хиндемите, творчество которого тоже мало знакомо советским слушателям.

2. ЗРЕЛОЕ МАСТЕРСТВО (о концертах 25 и 26 января 1958 в БЗФ)

Значительный интерес представило выступление дирижера А. Гаука в Большом зале Филармонии с программой из произведений Моцарта (увертюра к опере «Свадьба Фигаро»), Гайдна (симфония «Сюрприз» в соль мажоре) и Рихарда Штрауса («Жизнь героя»). Дирижерское искусство Гаука за последние годы вступило в фазу подлинной творческой зрелости. Оно убеждает логикой звукового повествования, умением проникаться стилем исполняемого произведения, заботливой отделкой подробностей, артистическим темпераментом.

Нам представляется, что программный, литературный и даже театрализованный симфонизм — сфера, наиболее близкая творческой индивидуальности Гаука. Это нашло свое подтверждение буквально во всех звеньях отчетной программы, исполненной с большим увлечением. Если в увертюре Моцарта ощущались известные элементы стилизации под внешние приметы «эпохи фижм, парика и косички», то в гайдновской симфонии дирижер сумел извлечь из игры оркестра блестки неподдельного юмора, установить тон живого, реалистического повествования.

С большой экспрессией была сыграна монументальная «Жизнь героя» Р. Штрауса, требующая активной «режиссуры» со стороны дирижера: смелого размещения контрастирующих друг другу параллельных звуковых пластов, передачи фабульности, а подчас даже и иллюстративности музыкальных образов, резкой смены красок, акцентов, интонаций. Все это отлично удалось Гауку. Досадным штрихом в исполнении был лишь ответственный эпизод скрипичного соло в третьей части, скомканный и разорванный концертмейстером И. Шпильбергом.

3. ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР Ю. СВИРИДОВА (о концерте 12 февраля 1958 в МЗФ)

Творческие вечера советских композиторов — это то, чем крайне редко балует слушателей Малый зал Ленинградской филармонии. Тем приятнее отметить факт организации творческого вечера одаренного композитора Ю. Свиридова, вечера, прошедшего с незаурядным успехом.

В концерте Свиридова были исполнены трио для фортепиано, скрипки и виолончели — произведение, датированное 1944 годом, вокальный цикл на стихи Р. Бернса и новый вокальный цикл на стихи С. Есенина «У меня отец — крестьянин». Такое построение программы дало слушателям возможность ознакомиться с разными этапами творческого пути композитора, из которых наиболее ранний отмечен заметным влиянием Д. Шостаковича. Тем не менее, уже и в этом произведении отчетливо выступает творческое лицо Свиридова, художника самобытного, остро мыслящего и тонко чувствующего.

Вокальная стихия особенно близка Свиридову, и в этой сфере он с большой силой воплощает самые разнообразные эмоции — от нежной одухотворенной лирики («Березка» из нового есенинского цикла) до сгущенного драматизма («Всю землю тьмой заволокло» на стихи Бернса), от бытовой характеристики и едкого юмора до беспечного и бездумного веселья. И следует признать, что композитор обладает высокой культурой вокальной речи, бережно воспроизводящей слово, придающей ему многообразные и яркие оттенки.

Особенный художественный интерес придало вечеру участие автора, выступившего исполнителем фортепианной партии всех трех составлявших программу произведений. Игру Свиридова можно назвать «оркестральной», ибо она передает самые различные инструментальные оттенки. В то же время, композитор как бы дирижирует исполнением партнеров и в трио (скрипка — С. Шак, виолончель — Э. Фишман) и в обоих вокальных циклах. Есенинский цикл был хорошо исполнен молодыми певцами А. Масленниковым и Е. Кибкало. С присущим ему мастерством, но, к сожалению, с чрезмерным преобладанием чисто разговорной манеры над пением исполнил цикл на стихи Бернса Е. Флакс.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

31 января 1958

«Вечерний Ленинград»

О концерте 30 января 1958 в МЗФ
Февраль 1958

«Советская музыка» № 2

О Заслуженном коллективе – к юбилею оркестра, отзывы зарубежной прессы

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»