Пресса
«Красная газета»
О концерте 18 октября 1934 в БЗФОпера в Филармонии
«Моряк - скиталец» Рих. Вагнера
Исполнение оперы Вагнера — первое в сезоне крупное исполнительское достижение Филармонии.
Концертное исполнение так называемых «нерепертуарных» опер открывает новые широкие возможности перед оркестром Филармонии.
Становится возможным проследить тесную, идейную и формальную связь между творчеством оперным и симфоническим с ударением на оперном симфонизме, столь часто пропадающем в процессе театрального представления. Особенно применим и целесообразен этот метод в отношении опер малосценичных, в частности же — в отношении вагнеровских опер, отличающихся запутанной фабулой и статикой действия.
В данной работе Фрица Штидри и оркестра Филармонии, прежде всего, существенно отчетливое вскрытие стиля молодого Вагнера в его типических для воинствующего немецкого романтизма чертах. Штидри прочертил связи музыки молодого Вагнера с Вебером, Маршнером, Россини и итальянцами, с другой стороны, наметил и выделил признаки последующей линии развития индивидуального стиля композитора, ведущие к «Лоэнгрину», «Тангейзеру» и «Кольцу». Штидри (а по его инициативе — и оркестру) удалось донести тот характер неукротимости и протеста, который ярко проступает в произведениях различных искусств эпохи «бури и натиска», в под’еме революционно окрашенного буржуазного индивидуализма.
Вокальный состав держался на том же уровне стилистической полноценности, но по личным свойствам отдельных участников он все же далеко не был истинно вагнеровским. В этом смысле главным действующим лицом остался оркестр — повествующий, излагающий и определяющий действие. В партии Сенты, заменяя Соколову, выступила арт. А. И. Висленева, успешно преодолев вокальные неуклюжести этой партии, злоупотребляющей низким регистром. В особенности запечатлелась баллада о летучем голландце во втором действии — центральный смысловой и музыкальный узел драматического действия. Эрика пел С. В. Балашов, Мэри — Т. Е. Смирнова, оба со стремлением к широкой вагнеровской манере, но все же без нужного для последней характера голосовых данных. Партия Даланта находилась в руках З. Я. Аббакумова, подавшего ее певчески вполне выразительно. Менее удачными были голландец — Л. А. Виттельс, не вложивший в передачу своей партии необходимого, присущего ей, подлинного драматизма, и Л. М. Крутяков, несколько напряженно исполнивший небольшую партию рулевого. Хорошо звучал хор (Гатоб и Ак. Капелла).
Необходимо отметить почин культурной издательской работы Филармонии, выпустившей к концертной премьере содержательную, превосходно оформленную брошюру с очерком И. И. Соллертинского и с полным либретто оперы.
В. Богданов-Березовский