Персоны

Нонна Полевая-Мансфельд

1896–1975
Худ. Татьяна Цырлина
Нонна Полевая-Мансфельд

Биография

Полевая-Мансфельд Нонна Александровна – эстрадная певица.

Фамилию «Полевые», как вольный перевод исходной фамилии «Мансфельд», семья обрусевших немцев взяла во время Первой мировой войны на фоне нарастающих антигерманских настроений. Отец Нонны был смотрителем имущества Московского Кремля. Кроме того, вместе с братьями он преподавал в Московском женском коммерческом училище, основанном его родственницей Анной Мансфельд. Параллельно все трое братьев занимались литературным трудом: Александр (отец) публиковался под псевдонимом Алексей Боярский, его брат – Дмитрий Полевой-Мансфельд – занимался переводами пьес Ибсена, а его собственные пьесы шли на столичных и провинциальных сценах. Другой дядя будущей артистки, Евгений Августович Полевой-Мансфельд, был известным конферансье, читал со сцены и свои рассказы. Популярностью пользовалась его реприза, высмеивающая бескультурную публику, где в уста одной из героинь автор вложил слова: «Бетховен писал симфонии и фалармонии».

Его племянница Нонна в музыке разбиралась отлично. Образование она получила, в частности, в московской Школе певческого искусства у знаменитой оперной певицы Евгении Збруевой. Обладательница лирического сопрано, Нонна Полевая-Мансфельд начинала петь на академической сцене – в Оперной студии Станиславского, у которого занималась в 1923–1928. Станиславский и посоветовал артистке попробовать себя на эстраде.

Знание языков и артистический талант определили основное амплуа певицы – песни народов мира, которые она исполняла на языке оригинала и, нередко, в собственных переводах. В Большом зале Ленинградской филармонии Нонна Полевая-Мансфельд выступила в трех новогодних концертах – в декабре 1938-го и 1 января 1939 года.

Во время войны певица сотрудничала с ансамблем «Мелоди-оркестр». Его основателя, композитора, аранжировщика, дирижера Александра Варламова арестовали во время репетиций к концертам перед англичанами и американцами – участниками Северных конвоев. Варламова обвинили в подготовке программы для немцев, которых якобы с нетерпением ждал в Москве дирижер и его музыканты, на свободу он выйдет только в 1950-е годы. Нонну Мансфельд не тронули. Она тогда выступила перед союзниками. Продолжила петь и после войны. В преклонные годы преподавала вокал, среди ее учениц была будущая звезда советской эстрады Людмила Зыкина.

Имя певицы не раз упоминалось в прессе и на телевидении в связи с громким преступлением: уже после ее смерти, в 1977 году, в квартире Полевых-Мансфельд была убита ее дочь. Целью преступников стала принадлежавшая Нонне Александровне коллекция драгоценностей. Часть уникальных камней обнаружить так и не удалось.

О. Р.


Концерты

  • 30 декабря 1938

    (рукопись)

    Закрытый сборный концерт для Ленмясокомбината

    В программе: Чайковский, Дворжак–Крейслер, Бизе–Сарасате, Дунаевский, Левина, Прокофьев, Рубинштейн, Леонкавалло, Альберти, Дзержинский, Таубер, Шишов, Бойто, Ипполитов-Иванов, Гуно

  • 31 декабря 1938

    (рукопись)

    Закрытый сборный концерт

    В программе: Шопен, И. Штраус, Массне, Мурадели, Бизе, Дунаевский, Таубер, Шишов, Оффенбах, джаз-оркестр Скоморовского

  • 1 января 1939

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе Лист, Брамс, Бизе, Шишов, Таубер, Оффенбах, Фрейденберг, Чайковский, Леонкавалло, Планкетт, Левина




Другие материалы

Оксана Петрусенко

Оксана Петрусенко

Сопрано 1900–1940
Наталья Рождественская

Наталья Рождественская

Сопрано 1900–1997

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»