ИСТОЧНИКИ

ПРОГРАММКИ

Программки, отпечатанные в типографии – основной и приоритетный источник информации при составлении хронографов. В библиотеке хранится подшивка программок за всё время существования Филармонии. В программках встречаются рукописные пометки о замене сочинения или исполнителя, иногда внесены «бисы».

Если в хронографах после даты концерта в скобках нет указания на источник, значит, его описание составлено по программке.

В ряде случаев вместо типографских программок в архив вложены машинописные и рукописные программки. Иногда это просто черновая рукопись.

Если машинописная или рукописная программка является единственным источником информации, это указано в хронографах после даты концерта в скобках.

АНОНСЫ

В сезонных подшивках программок, начиная с поздних 1920 гг., и особенно в десятилетие 1931–1941, среди изданных Филармонией программок находятся так называемые «анонсы». Это вырезки из ленинградской периодической прессы (газет и журналов) или «Бесплатного приложения к репертуарно-программному справочнику «Ленинградские театры», где в сводной рекламе предстоящих событий культурной жизни опубликованы подробные программы концертов Филармонии.

К анонсам можно отнести и маленькие афиши-листовки (встречаются изредка), которые в прежние времена назывались «трамвайками» (наверное, потому что чаще всего их можно было увидеть в общественном транспорте), а сегодня «флаерами».

Поскольку «анонсы» и «трамвайки» (иногда с рукописными правками) подшиты в общий архив текущего сезона, это дает основание считать, что концерт состоялся.

Если программа дается в хронографе по анонсу, то рядом с датой концерта в скобках указано – (анонс).

С апреля 1940 года Филармония выпускает программки с анонсом на последней полосе.

Если анонсируемый концерт не подтвердился другими источниками, он либо не вносился в хронограф, либо указан с примечанием.

АФИШИ

Афиши концертов послужили составлению хронографов лишь в малой степени: от раннего периода их сохранилось немного, а в более поздний период афиши лишь дублируют программки. Однако фонд афиш и по сей день не систематизирован окончательно, эта работа продолжается, аи дополнительные сведения будут вноситься в хронографы.

Если афиша оказалась единственным источником информации, то рядом с датой концерта в скобках указано – (афиша).

РУКОПИСНЫЕ КНИГИ РЕГИСТРАЦИИ КОНЦЕРТОВ

Рукописная книга – это большеформатная канцелярская тетрадь («амбарная» книга), куда библиотекари записывали все концерты Большого зала, а до 1930 года, и Малого зала. В 30-е–50-е годы программки издавались далеко не всегда, потому рукописные книги нередко становятся единственной информацией о концерте. Там же фиксировались номера, исполненные «на бис», а в некоторые сезоны – количество проданных билетов и выручка.

Рукописные книги велись, скорее всего, регулярно до 1984 года (последняя запись – 25 марта), включая период блокады, но сохранились не в полном объеме.

В тексте хронографов обозначены как рукописная книга.

КОНЦЕРТНАЯ КАРТОТЕКА

С 1921 года в библиотеке ведется картотека всех состоявшихся концертов Филармонии: в Большом и Малом зале, «выездные» на других концертных площадках (включая летние сезоны оркестра до Великой Отечественной войны), а также на гастролях оркестров.

В первые десятилетия картотека, за редким исключением, составлялась только по симфоническим концертам. Позднее предпринимались очевидные попытки восстановить лакуны по существующим программкам, но и эта работа проделана частично, с нередкими ошибками и пропусками.

При составлении хронографов картотека использована лишь как дополнительный источник информации.

РЕЦЕНЗИИ, СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ В ПРЕССЕ

В некоторых случаях, особенно в отдаленной исторической ретроспективе, восстановить факт состоявшихся выступлений того или иного артиста, уточнить даты, или найти детали программ концертов возможно только по упоминаниям в прессе. В каждом таком случае в хронографе сделаны соответствующие пометки. Источником прессы послужили как собрание газетных и журнальных вырезок, хранящихся в библиотеке Филармонии, так и собрания прессы других библиотек и сторонних организаций. Также широко использовался поиск аутентичных материалов в сети интернет.

Если публикации в прессе оказалась единственным источником информации, это указано в скобках в примечании рядом с датой концерта.

АББРЕВИАТУРЫ

Залы

Большой зал филармонии – БЗФ
Малый зал Филармонии – МЗФ

Стационарный камерный зал филармонии – Малый зал имени Глинки – был открыт 15 мая 1949 года. В 1921–1931 годах регулярные камерные концерты Филармония проводила в фойе Большого зала, получившего в 1927 году название «Зал имени Бетховена». Сейчас это Бетховенское фойе. В 30-е–40-е годы у Филармонии не было стационарной камерной площадки, и камерные концерты Концертное бюро филармонии периодически устраивало в Малом зале имени Глазунова в Консерватории, в зале Капеллы, Домах культуры.

Информация о месте проведения камерных концертов указана в персональных хронографах в скобках рядом с датой, после 1949 года это просто «МЗФ». Оркестры

С момента основания Филармонии в 1921 году ее единственным симфоническим коллективом был Филармонический оркестр (бывший Придворный оркестр), который в 1934 году получил звание «Заслуженный коллектив РСФСР академический симфонический оркестр». Он давал почти все симфонические концерты в Большом зале, и в хронографах сезона подразумевается по умолчанию до 1953 года.

В 1953 году в штат филармонии переводят Большой симфонический оркестр Ленинградского Радиокомитета. С этого времени в филармонии работает два оркестра, а в хронографах рядом с датой концерта появляются аббревиатуры: ЗКР – Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр СО, а после 1985 АСО – Симфонический оркестр филармонии, в 1985 году получивший звание «академический».

С целью упрощения поиска в электронном тексте, названия произведений, имена и фамилии композиторов и исполнителей записывались в соответствии с действующими правилами и нормами русского языка и в соответствии со сложившейся на данный момент традицией написания или перевода.

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»