Персоны

Александра Висленева

1893–1975
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александра Висленева

Биография

Висленева Александра Васильевна – сопрано.

Дочь оперной певицы, солистки Мариинского театра Евгении Антоновны Висленевой, выпускницу Петербургской консерватории по классу пения Наталии Александровны Ирецкой Александру Висленеву после окончания учебы (1914–1920) приняли в труппу Мариинского театра, где она пела ведущие партии.

Уже в первом филармоническом сезоне Висленева выступает в Большом зале и до 1941 года остается постоянной участницей симфонических концертов Филармонии. Всего их будет 79.

Репертуар певицы невероятно широк. Она поет в «Страстях по Иоанну» и «Магнификате» Баха, в Торжественной мессе и Девятой симфонии Бетховена, в полной версии «Манфреда» Шумана, Реквиеме Верди, во Второй симфонии Малера, в «Колоколах» Рахманинова.

Редкое представление концертных версий опер (эта форма была популярна в афише 1920-х–1930-х годов) обходилось без Висленевой. Певица участвовала в исполнении «Директора театра» и «Волшебной флейты» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Эврианты» Вебера, «Иоланты» Чайковского, «Соловья» Стравинского.

У Висленевой репутация певицы, способной быстро выучить незнакомую партию. 18, 22 и 30 октября 1934 года Фриц Штидри представляет на сцене Большого зала «Моряка-скитальца» («Летучего голландца») Вагнера: репетирующая партию Сенты солистка заболевает накануне первого концерта, и Александра Висленева буквально за два дня разучивает партию и блестяще исполняет ее все три вечера.

Висленева выступает с дирижерами Самуилом Самосудом, Натаном Рахлиным, Борисом Хайкиным, Владимиром Дранишниковым, Николаем Рабиновичем, Георгом Себастьяном, Витторио Гуи, Эрнестом Ансерме – под его управлением поет вокальный цикл Равеля «Шехерезада». Но большая часть ее концертов проходит под управлением главных дирижеров Филармонии – Эмиля Купера, Фрица Штидри, а затем Евгения Мравинского: за неполные три года (1938–1941) – 22 концерта.

Под управлением Мравинского 29 апреля и 4 мая 1941 года Александра Висленева выйдет и на свои последние выступления в Большом зале, приняв участие в исполнении Торжественной мессы Бетховена.

И. Р.


Концерты

  • 22 января 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Симфония № 41. Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 8 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Михаил Бихтер

    Римский-Корсаков. «Антар». Прелюдия-кантата «Из Гомера». Концерт для фортепиано с оркестром

  • 3 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 8 марта 1922

    (повторение программы 3 марта)

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 29 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Симфония № 40. Фрагменты из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 7 апреля 1922

    (повторение программы 3 и 8 марта)

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 14 мая 1922

    В ознаменование годовщины основания Филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 7 июня 1922

    Для Профсоюзов (повторение программы 14 мая)

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 27 декабря 1922

    Филармонический оркестр
    Стравинский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Стравинский. Балет «Петрушка». I действие из оперы «Соловей»

  • 1 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Симфония № 40. Ария из оперы «Волшебная флейта». Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 5 мая 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Самуил Самосуд

    Моцарт. Опера «Директор театра» («Импрессарио»). Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан». Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Житомирский. Симфоническая поэма. Вступление к драме «Ланваль»

  • 15 марта 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций

    Чайковский. «Буря». Ария из оперы «Пиковая дама». Мусоргский. «Забытый». Песнь Варлаама из оперы «Борис Годунов». Чайковский. «Ромео и Джульетта». Лермонтов. Сцены из драмы «Маскарад». Грибоедов. Сцены из комедии «Горе от ума»

  • 23 марта 1932

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Солист Госоперы Владимир Сливинский

    В программе: Чайковский, Римский-Корсаков

  • 19 октября 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9

  • 18 октября 1934

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 22 октября 1934

    1-й концерт 1-го абонемента (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 30 октября 1934

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 21 ноября 1934

    2-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 9

  • 6 января 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Вена)

    Малер. Симфония № 2

  • 10 января 1935

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Малер. Симфония № 2



«Красная газета»

О концерте 18 октября 1934 в БЗФ 19 октября 1934

«‎Известия»‎

О концерте 18 октября 1934 в БЗФ 22 октября 1934

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 18, 22 и 30 октября 1934 в БЗФ 29 октября 1934

«‎Правда»‎

О концерте 18 октября 1934 в БЗФ 23 ноября 1934

«Рабочий и театр»‎ № 31

О концертах 18, 22 и 30 октября 1934 в БЗФ 1934



Другие материалы

Владимир Шушлин

Владимир Шушлин

Бас 1896–1978
Ольга Мшанская

Ольга Мшанская

Меццо-сопрано 1900–1983

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»