Персоны

Сергей Шапошников

1911–1973
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Сергей Шапошников

Биография

Шапошников Сергей Николаевич – оперный и камерный певец, баритон.
Сергей Шапошников в роли Онегина в опере П. И. Чайковского. МАЛЕГОТ, после 1935 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В дореволюционной России для юношей из интеллигентных семей (не говоря уже о дворянстве) юридическое университетское образование было едва ли не правилом, оно рассматривалось, скорее, как общегуманитарное, после которого можно было учиться дальше и проявить себя в совершенно другой профессии. Примеров тому множество и среди музыкантов. В постреволюционной России для детей интеллигенции столь же обязательным становилось приобретение рабочей профессии. Сергей Шапошников, сын мариупольского адвоката, в 1932-м приехал в Ленинград и устроился работать на завод. Музыкальные способности, проявившиеся еще в детстве (в семье любили музицировать – отец играл на скрипке, мать на фортепиано), привели его на рабфак консерватории, которую Шапошников оканчивает в 1935 году по классу оперного пения у Александра Никитича Ульянова. В этом же году певец становится солистом Малого оперного театра, где поет до конца жизни – Онегина, Роберта, Жермона, Фигаро, Сильвио в «Паяцах» и Андрея Болконского на премьере «Войны и мира» Прокофьева. Участвует он и в постановках оперетт и новых советских опер (за партию Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Мейтуса в 1951-м получает Сталинскую премию).

Антонина Ступальская (Ульяна Громова) и Сергей Шапошников (Олег Кошевой) в опере "Молодая гвардия" композитора Ю. С. Мейтуса, МАЛЕГОТ, 1950 год.
Источник изображения: сайт Gallery-mt.narod.ru

Шапошникова любили слушатели, обожали студенты, ценили дирижеры и коллеги по сцене. Сергей Лемешев в письме к Шапошникову, сообщая о своем предстоящем 8 ноября 1971 года концерте (последнем!) в Большом зале, пишет:

«Друг мой, дорогой Сереженька! Бесконечно благодарю тебя за теплое, нежное ко мне, в то же время очень серьезное и умное по отношению к нашему искусству, письмо… Я иногда слушаю тебя по радио. И всегда радуюсь, что все твои высокие намерения, твой академизм и благородство исполнения никогда тебе не изменяют» (Сергей Яковлевич Лемешев. Статьи. Воспоминания. Письма: сборник. М.: Советский композитор, 1987. С. 205.).

Чувство стиля и вкуса отмечали все, кто знал и слышал певца. Особенно хорош он был в камерном репертуаре. Тонкостям его исполнения Шапошников учил студентов консерватории, где преподавал с 1947 года.

Концерт 22 ноября 1949 года в Малом зале филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Камерные концерты певца с неизменным аншлагом проходили в Малом зале филармонии. Здесь с 1949-го по 1972 год состоялись более 80-ти выступлений Сергея Шапошникова. Он участвовал в дневных лекциях-концертах, тематических программах, посвященных юбилеям композиторов и новинкам советской музыки: в его исполнении прозвучали романсы и вокальные циклы Шостаковича, Свиридова, Животова, Кочурова, молодых ленинградских композиторов Тищенко и Веселова, Кабалевского, с которым певца связывала тесная творческая дружба.

Концерт 28 ноября 1955 года в Малом зале филармонии. Сергею Шапошникову аккомпанирует Евгений Лебедев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

28 ноября 1955 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Почти всегда Шапошникову аккомпанировал пианист Евгений Лебедев. У музыкантов сложился идеальный дуэт. Они гастролировали по стране и за рубежом, делали записи на радио и на пластинки. В ансамбле с Лебедевым в Малом зале прошли двадцать сольных вечеров Сергея Шапошникова. В их программах были романсы и песни Глинки, Бородина, Рубинштейна, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Брамса, Грига, вокальные циклы «К далекой возлюбленной» Бетховена,«Песни любви» Дворжака, «Любовь поэта» Шумана, «Зимний путь» Шуберта: его интерпретация признавалась особенной творческой удачей певца.

Сергей Шапошников в Ленинградской филармонии, 10 февраля 1953 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале состоялся лишь один сольный концерт Сергея Шапошникова – 13 марта 1948 года, но в сборных, праздничных и целевых программах он участвовал постоянно – с отдельными номерами и сольными отделениями. С 1941 года его приглашали и в симфонические концерты. В программах Бориса Хайкина, Евгения Мравинского с Заслуженным коллективом, Карла Элиасберга, Эдуарда Грикурова с Симфоническим оркестром (АСО) Шапошников исполнял оперные арии, пел Роберта в концертной версии «Иоланты» и серенаду Пера в инсценировке «Пера Гюнта» Ибсена–Грига,солировал в кантатах «Москва» Чайковского, «Весна» Рахманинова, в Реквиеме Кабалевского – под управлением автора пел на премьере в феврале 1963 года и на своем последнем выступлении в Большом зале 24 мая 1966 года.

И. Р.


Концерты

  • 8 января 1937

    Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, зал Капеллы)

    Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева

    Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)

  • 13 января 1937

    Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, Капелла)

    Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева

    Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)

  • 19 января 1937

    Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, Капелла)

    Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева

    Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)

  • 4 апреля 1941

    4-й концерт цикла Чайковского

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Чайковский. Симфония № 2. Опера «Иоланта»

  • 8 апреля 1941

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Борис Хайкин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». «Иоланта», опера в концертном исполнении

  • 20 мая 1944

    (программа на 20 и 21 мая, рукописная книга с пометкой: афиша увел. разм., объявление по радио)

    Концерт артистов Малого оперного театра

    В программе: Чайковский, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Леонкавалло, И. Штраус, Аренский, Бородин, Бетховен, Моцарт, Лист, Френкель, Пуччини, Оффенбах

  • 21 мая 1944

    (программа на 20 и 21 мая, рукописная книга с пометкой: афиша увел. разм., объявление по радио)

    Концерт артистов Малого оперного театра

    В программе: Чайковский, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Леонкавалло, И. Штраус, Аренский, Бородин, Бетховен, Моцарт, Лист, Френкель, Пуччини, Оффенбах

  • 2 июня 1945

    Юбилейный концерт
    В ознаменование столетия Государственной Службы Мер и Весов в СССР

    В программе: Чайковский, Пушкин, Гейне, Кюи, И. Штраус, Б. Шоу, Чехов, Желобинский, Кальман, Россини, Леонкавалло, русские народные песни

  • 17 декабря 1945

    (машинопись и рукопись)

    Пушкинский вечер
    Закрытый симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Лядов. Полонез № 1 (памяти А. Пушкина). Бородин. «Для берегов отчизны дальной». Глинка. Ария из оперы «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков. «Три Чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Чайковский. Арии из опер «Мазепа» и «Пиковая дама». Римский-Корсаков. Свадебное шествие из оперы «Золотой Петушок»

  • 17 декабря 1945

    (машинопись, рукопись – рукописная книга)

    Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ
    «Пушкин в искусстве»

    В программе: Лядов, Бородин, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Пушкин, Асафьев, Шереметьев, Рахманинов, Кушелев, Гурилев

  • 2 января 1946

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 7 января 1946

    (машинопись и рукописная книга: «Закрытый концерт для избирателей (Куйбышевского) района»)

    Концерт на предвыборном собрании Дзержинского избирательного округа

    В программе: Чайковский, Лист, Варламов, Рубинштейн, Булахов, Пушкин, Бизе, Сердечков, И. Штраус, Соловьев-Седой, Мейербер, Ардити, Милютин, Краусс

  • 23 февраля 1946

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Куйбышевского райкома

    В программе: Бах, Гильман, Твардовский, Брамс, Ардити, Дель-Акуа, Флоринский, Гуно, Соловьев-Седой, Чайковский, Дриго, Бетховен, Дворжак, Альбенис, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Фримль, Кальман, Маяковский, Арманд, Оффенбах

  • 11 июня 1946

    (машинопись)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 7 ноября 1946

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: Шопен, Рахманинов, Чайковский, Глинка, Маяковский, Верди, Буратти, Рахманинов, Щербачев, Чайковский, Гросс, Серебренников, Дзержинский, И. Штраус, Ласкин, Шифман

  • 29 декабря 1946

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 1 января 1947

    (анонс и рукописная книга)

    Большой Новогодний концерт

    В программе: Глинка, Лист, И. Штраус, Вердье, Непесли, Хадыр, Пуччини, Делиб, Дриго, Милютин, Абрамян, Ленч, Погодин, Гусев, Соловьев-Седой, Чайковский, Дюбюк, Островский, Чехов, Рыхлин

  • 31 января 1947

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Осоавиахима
    [Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству]

    В программе: Шуэккер, Цабель, Хасельманс, Чехов, Твен, Лист, Соловьев-Седой, Белый, Кальман, Краус, Чайковский, Рахманинов, Пуччини, Дюбюк, Дрдла, Пушкин, Бонди, Ласкин, Шифман

  • 8 февраля 1947

    4-й концерт 5-го абонемента

    Камерный концерт
    Чайковский

    Чайковский. Трио «Памяти великого артиста». Романсы. Квартет № 2

  • 13 апреля 1947

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Дворжак, Щербачев, Вильбоа, Лакомб, Прицкер, Вердье, Непесли, Хадыр, Лядов, Гуно, А. Толстой, Глинка, Лист, Пушкин–Аренский, Аранович, Шифман, Чехов, Ласкин, Чайковский, Рахманинов, Янет




Другие материалы

Ольга Шаганова

Ольга Шаганова

Актриса 1902–1989
Анатолий Яхонтов

Анатолий Яхонтов

Бас 1891–1951

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»