Персоны

Николай Метнер

1880–1951
© Wikimedia Commons
Николай Метнер

Биография

Метнер Николай Карлович – композитор, пианист.

Окончив в 1900 году с золотой медалью Московскую консерваторию в фортепианном классе Василия Сафонова, получив в том же году первую премию на Международном конкурсе пианистов А. Рубинштейна в Берлине, Метнер выбрал композиторский путь. В консерватории он посещал класс теории (Н. Кашкин) и оркестровки (А. Аренский), но фактически, как композитор, был самоучкой. Получив две премии имени М. И. Глинки – в 1909-м за вокальный цикл на стихи Гёте, а в 1916-м – за фортепианные сонаты, он так и не стал любимцем публики и критики: в это время на русской сцене царили Скрябин и Рахманинов, а вслед за ними – Стравинский и Прокофьев. В Москве у Метнера есть круг почитателей и единомышленников, но его неприятие новых, модернистских течений в музыке оставляет композитора в изоляции.

Одиночество он ощущает и в Германии, куда эмигрирует с женой в 1921 году, и в Париже, где поселился в 1925-м после гастрольного тура по городам США, организованного для Метнера Рахманиновым, – он и в дальнейшем будет поддерживать Метнера. Композитор тоскует по России, его родиной и верой остается музыка.

Своей неразделенной современниками философией музыкального творчества Метнер делится в небольшой книге «Муза и мода (защита основ музыкального искусства)», которая выходит в Париже в 1935 году. В предисловии композитор пишет:
«Я хочу говорить о музыке, как о родном для каждого музыканта языке. Не о великом музыкальном искусстве – оно само за себя говорит – а о почве и корнях его. О музыке, как о некой стране, нашей родине, определяющей нашу музыкантскую национальность, т. е. музыкальность; о стране, в отношении к которой все наши «направления», школы, индивидуальности являются лишь сторонами… […] Заранее предупреждаю: я верю не в свои слова о музыке, а в самую музыку. Я хочу поделиться не своими мыслями о ней, а своей верой в нее».

Признание приходит к композитору во второй половине жизни: в 1928-м он едет на гастроли в Лондон, с большим успехом играет свой Второй фортепианный концерт, ему присуждают звание почетного члена Королевской музыкальной академии. В 1935 году Метнер переезжает в Лондон окончательно. Уже после войны, в 1946-м, индийский Махараджа княжества Майсур – филантроп, исследователь индийской музыки и поклонник композитора, создает в Лондоне «Метнеровское общество». Благодаря этому в последние годы жизни Метнер записывает свои три фортепианных концерта, несколько сонат и ряд камерных сочинений, в том числе четыре песни с Элизабет Шварцкопф.

На родине Метнера начинают чтить, по обыкновению, после смерти. В 1959-м приступают к изданию полного собрания его сочинений, а уже в 2000-х выходят серьезные монографические исследования [1], проводятся фестивали (именной фестиваль Метнера организовал пианист Борис Березовский в 2006 и 2007 годах).

Но единственный приезд композитора в Советский Союз в 1927 году вызвал огромный интерес. Особенно ностальгировала Москва, с восторгом принявшая Метнера. Ждали его и в Ленинграде: для многих посетителей Филармонии приезд Метнера был хрупким мостом в прошлую, дореволюционную жизнь. Публика Метнера не забыла: в 1920-е годы в Филармонии его сочинения играли Мария Юдина, Владимир Горовиц, Владимир Софроницкий, Самуил Фейнберг, Герман Бик, Генрих Нейгауз.

19 марта 1927 года сам композитор исполнил с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука Фортепианный концерт до минор (№ 1), а 24 марта сыграл сольную программу.

После концерта с оркестром Николай Карлович Метнер оставил запись в «Золотой книге»:

«На память о совместномъ выступленiи 19-го марта 1927 года.
Съ благодарностью
Н. Метнер».

И. Р.


Концерты

  • 19 марта 1927

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук
    Солист – Николай Метнер

    Чайковский. Интродукция и фуга из Сюиты для оркестра № 1. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Пащенко. Симфония № 3

  • 24 марта 1927

    Klavierabend
    Николай Метнер

    Метнер. I часть сонаты фа минор. «Сельский танец», «Грациозный танец», «Вечерняя песня», «Праздничный танец» из цикла «Забытые мотивы». Импровизация № 2. Сказка си минор (соч. 34). Сказка ми минор (соч. 34). Сказка си минор (соч. 20)



«‎Ленинградская правда»‎

О концертах 13, 19 и 20 марта 1927 в БЗФ 22 марта 1927

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 19 марта 1927 в БЗФ 28 июля 1927


Николай Метнер

Николай Метнер

Фортепиано 19 марта 1927



Другие материалы

Сергей Кусевицкий

Сергей Кусевицкий

Дирижер 1874–1951
Федор Акименко

Федор Акименко

Композитор 1876–1945

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»