Персоны

Анна Ахматова

1889–1966
Источник изображения: prosodia.ru
Анна Ахматова

Биография

Ахматова (Горенко) Анна Андреевна – поэт.

В Большом зале Петроградской филармонии Анна Ахматова появлялась с первых сезонов, но не на сцене, а в зале. Современники вспоминают ее среди слушателей 1921 года, укутанную в меховую шаль, которая в холодном нетопленном зале вовсе не казалась принадлежностью богемного стиля. Ирина Вербловская в книге «Петербург Анны Ахматовой» пишет о филармонических концертах первого сезона:

«В пятом ряду сидит элегантная и загадочная Анна Андреевна Ахматова. Она приходит с композитором Артуром Лурье».

В 1922 году в Малом зале (Бетховенском фойе БЗФ) Ленинградской филармонии на вечере современной музыки звучит сочинение Лурье – «Голос музы», триптих для ритмического чтения с сопровождением женского хора на стихи Анны Ахматовой. Его исполняет актриса Надежда Комаровская и женский хор Государственной филармонии под управлением Михаила Климова. В том же Бетховенском фойе в 1928 году певица Лидия Вырлан и Дмитрий Шостакович (он за роялем) представляют программу романсов на стихи русских поэтов, где есть и премьера «Последней песни» Юлии Вейсберг на текст Ахматовой. В рецензиях Лидию Вырлан пожурят за «упаднические настроения», а имя Ахматовой в следующий раз попадет на филармоническую афишу спустя почти двадцать лет.

Сведения о музыкальных предпочтениях Ахматовой раскиданы по мемуарам, письмам, исследованиям. Из них мы узнаем, как жалела она о том, что в юности «из снобизма» не ходила в бывшую Императорскую оперу слушать Шаляпина и застала его на сцене один раз перед самым отъездом певца из России. Как в начале 1910-х посещала вечера камерной музыки в знаменитом артистическом кабаре «Бродячая собака», а на них звучали Шуберт и Шуман, Брамс и Дебюсси, Регер и Вольф, Равель и Альбенис, квартеты Бородина и Чайковского. Как в поздние годы часто просила поставить пластинки с записями Рихтера, с которым была хорошо знакома и много слушала его не только в концертных залах, но и в домах общих друзей.

Источник изображения: ЦГАЛИ

В 1958 году Ахматова пишет стихотворение «Музыка» с посвящением, обозначенным легко узнаваемыми буквами: «Д. Д. Ш.». В дарственной надписи на сборнике читаем: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле». На сцене зала, который однажды получит имя «ее современника», постоянно проводились литературные вечера. На них выступали и сами поэты, и известные чтецы. Но Ахматову здесь не читали. Лишь в марте 1946-го, вероятно, поддавшись обманчивому чувству свободы, которую заслужили Победой в долгой войне, филармоническое руководство включает в программу ее стихи. Их читает Дмитрий Журавлев – известный мастер художественного слова и близкий знакомый Ахматовой, а Наталья Шпиллер и Мария Максакова исполняют цикл Николая Голованова «Пять романсов на стихи Анны Ахматовой» под аккомпанемент автора.

27 мая того же 1946 года Анна Андреевна и сама выйдет на сцену Большого зала. Единственный раз. Всего два с половиной месяца отделяет эту дату от выхода известного Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 года «О журналах ‘’Звезда’’ и ‘’Ленинград’’», направленного в первую очередь против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, которую объявят «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». В обсуждении доклада член Политбюро ЦК ВКП (б) А. А. Жданов, имя которого долгие годы будет носить Ленинградский университет, назовет творчество Ахматовой «поэзией взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

На афише литературного вечера в Филармонии рядом стоят имена Ахматовой и главного редактора журнала «Звезда» Виссариона Саянова – уже в августе, сразу после Постановления, он потеряет эту должность; Сергея Михалкова – он примет активное участие в травле Ахматовой и Зощенко, Михаила Дудина – он, дожив до новых времен, добьется отмены Постановления на заседании Политбюро КПСС 20 октября 1988 года. Дудин же будет ведущим юбилейного вечера к 100-летию Ахматовой, который состоится в Большом зале 21 июня 1989 года: на вечере выступят Даниил Гранин и Лидия Гинзбург, Евгений Рейн и Владимир Рецептер.

В музыкальной части Григорий Соколов исполнит трагический до-диез-минорный ноктюрн Шопена, прозвучат романсы и вокальные циклы Сергея Прокофьева, Геннадия Белова, Бориса Чайковского на стихи Ахматовой, романс «Тень» Артура Лурье, с которым Анна Андреевна когда-то сидела в пятом ряду этого зала.

О. Р.


Концерты

  • 27 мая 1946

    (рукописная книга)

    Вечер московских и ленинградских поэтов

    (программа не указана)



Другие материалы

Федор Аренсон

Федор Аренсон

Флейта ?
Владимир Баканов

Владимир Баканов

Артист балета 1915–1993

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»