Персоны

Михаил Эпельбаум

1894–1957
Фотопортрет на надгробии Михаила Эпельбаума. Фото: Давид Френкель
Михаил Эпельбаум

Биография

Эпельбаум Михаил Осипович (Иосифович) – певец (баритон), артист эстрады.

На некоторые статьи и биографии, размещенные на историческом сайте Филармонии, мы получаем отклики читателей, среди которых есть и родственники, и специалисты по той или иной теме. Посетители сайта пишут нам благодарственные письма, в них нередко содержатся новая информация и фотоматериалы, которыми дополняются персональные страницы героев филармонических афиш. Случаются и казусы. Так, появившаяся на сайте биография певца Михаила Эпельбаума, составленная по открытым источникам, оказалась недостоверной. Об этом нам написал исследователь творчества Эпельбаума, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. Опубликованные им статьи в научной социальной сети Academia.edu (ссылки на них даны ниже, для чтения требуется регистрация) как раз и посвящены развенчанию многообразных мифов в биографии Эпельбаума, кочующих от издания к изданию. С благодарностью автору очищаем от ошибочных наслоений текст о певце, воспользовавшись результатами исследовательской работы Александра Френкеля.
Ценным следствием неожиданного контакта стало пополнение фондов филармонической библиотеки, в дар которой Александр Френкель принес несколько изданий по еврейской музыке, в том числе сборник «Еврейские песни из репертуара Михаила Эпельбаума» с приложением CD.

Точное место рождения исполнителя еврейских песен на идише Михаила Эпельбаума неизвестно. Официально это Одесса. Но сюда Эпельбаум приехал с семьей уже подростком из Брест-Литовска. Все это когда-то было Российской Империей, как и Варшава, куда после окончания Одесской гимназии молодой артист еврейской театральной труппы прибыл в 1911 году, уже имея опыт: со спектаклями в составе бродячих трупп он с 16-ти лет колесил по южным украинским городам. Начинал Эпельбаум как драматический актер (еще в гимназические годы ходил в драмкружок) и даже был замечен прессой. Потом участвовал и в представлении опереток, рассчитанных, как правило, на вкус простой невзыскательной публики. Но именно в Варшаве Аба Компанеец – хозяин труппы, в которой играл Эпельбаум, решил ставить на идише классику жанра – оперетты Франца Легара, Жана Жильбера. Больших ролей артист тогда не получал, но опыт приобрел. С опереттой, а потом и просто с исполнением песен будет связана его дальнейшая кочевая жизнь: с 1914-го вновь Одесса, потом Киев, Москва, в 1926-1929 – гастроли по миру, возвращение в СССР, и наконец, Ленинград. Сюда он приехал уже известным исполнителем, выступал на городских площадках и разъезжал по стране как артист Областной филармонии и Ленгосэстрады – до войны и после возвращения из эвакуации (Новосибирск).

Этнографические жанры в 1930-е годы процветали на концертной эстраде, один за другим создавались народные хоровые и танцевальные коллективы, а в программах солистов – первая среди них была Ирма Яунзем – равное место занимали русские, украинские, белорусские, еврейские, азербайджанские и другие песни. Так выполнялась идеологическая задача, поставленная перед советским искусством, призванным демонстрировать интернационализм и равенство всех народов, населяющих могучую страну. Совсем скоро еврейскую культуру вычеркнут из этого списка.

Но пока в 1936-м Филармония устраивает Михаилу Эпельбауму концерты в Капелле, а в 1938-м два его сольных вечера проходят в Большом зале. В отзыве на один из этих «Вечеров еврейской песни» рабочий Кировского завода М. Горфункель (такой формат «рецензий из народа» был принят в те времена) с восторгом пишет в ведомственной газете «Кировец»:

«Я сам родился и вырос в бывшей ‘’черте оседлости’’, хорошо знаю жизнь еврейских бедняков, которые только по субботам имели возможность кушать белую булку, помню зверские погромы, устраиваемые царской черной сотней. И еще радостнее становится мне при мысли, что живу я в свободной, счастливой стране, где все нации равны, где каждый пользуется правами, записанными в великой Сталинской Конституции».

Заметка так и называлась: «Дружба народов» (полностью см. в разделе «Пресса»). До начала массовых антисемитских кампаний оставалось не так много времени.


В 1936–1938 Эпельбаум поет в филармонических концертах под аккомпанемент Семена Фрейденберга – своего постоянного концертмейстера, собирателя еврейского фольклора и фактически соавтора программ певца. В 1947-м Фрейденберга арестуют. К этому времени Михаил Эпельбаум работал и с другими пианистами. Свой третий и последний сольный концерт в феврале 1940 года он дал с аккомпаниатором Григорием Райценом (информация о нем не найдена), и, судя по сохранившемуся в архиве кассовому отчету, послушать певца пришло более 900 человек.

Эпельбаума посадили в 1949-м, уже после убийства Соломона Михоэлса – знакового события государственной антриеврейской кампании. Положенные по приговору 10 лет, к счастью, прервались со смертью Сталина, в 1954-м Эпельбаум был освобожден из лагеря и вскоре вернулся в Ленинград. В «оттепельные» годы он снова начал ездить с программами еврейских песен по стране. Имел успех. Вечера певца проходили и в переполненном ленинградском Театре эстрады. Здесь же весной 1957-го года состоялась гражданская панихида по музыканту. Очевидцы вспоминают, что на прощании с Эпельбаумом было столько народу, что пришлось перекрывать улицу Желябова, ныне Большую Конюшенную.

И. Р.

Захоронение Михаила Эпельбаума на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга.
Фото: Давид Френкель


Концерты

  • 10 ноября 1923

    (рукописная книга)

    Концерт еврейской песни Михаила Эпельбаума,
    устроенный Культотделом П. В. О.

    (программа и аккомпаниатор не указаны)

  • 27 ноября 1936

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Вечер еврейской песни
    Михаил Эпельбаум

    В программе: Бах–Кабалевский, Глюк–Сгамбатти, Лист, Фефер–Фрейденберг, Брагинский, Маркиш–Ямпольский, Киссельгоф–Фрейденберг, Березовский, Горелик–Ямпольский

  • 29 ноября 1936

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Вечер еврейской песни
    Михаил Эпельбаум

    В программе: Энгель, Балакирев, Кульбак, Киссельгоф–Фрейденберг, Шнеер, Каган, Брагинский, Березовский, Квитко–Ямпольский, Хазенек (нрзбр.)–Ямпольский

  • 26 ноября 1938

    Вечер еврейской песни
    Михаил Эпельбаум (баритон)

    В программе: Мильнер, Фрейденберг, Дунаевский, Кацан–Фрейденберг, Горелик–Ямпольский, Фефер–Фрейденберг, Платнер–Ямпольский, Фефер–Косенко, Полонский–Фрейденберг, Фефер, Украинский, Корчмарев, Крейн, Шнеер–Фрейденберг, Годинер–Мильнер, Берман, Айзенберг, Шнеер

  • 26 декабря 1938

    (рукопись)

    Вечер еврейской песни
    Михаил Эпельбаум (баритон)

    В программе: Фрейденберг, Энгель, Дунаевский, еврейские песни

  • 1 января 1939

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе Лист, Брамс, Бизе, Шишов, Таубер, Оффенбах, Фрейденберг, Чайковский, Леонкавалло, Планкетт, Левина

  • 5 февраля 1940

    Вечер еврейской песни
    Михаил Эпельбаум (баритон)

    Еврейские песни



«Кировец»

О концерте 26 ноября 1938, БЗФ 7 декабря 1938



Другие материалы

Владимир Горовиц

Владимир Горовиц

Фортепиано 1903–1989
Павел Андреев

Павел Андреев

Бас-баритон 1874–1950

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»