Персоны

Георгий Дониях

1914–1976
Георгий Дониях в Ленинградской филармонии в день концерта 5 февраля 1953 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Георгий Дониях

Биография

Дониях Георгий Анатольевич – дирижер.

Музыкой Георгия Донияха увлекли родители: в их доме в Астрахани постоянно собирались музицировать на разных инструментах друзья мамы, певицы-любительницы. Правда, родители же отправили Георгия, уже окончившего музыкальное училище по классу скрипки, получать «настоящую профессию» в астраханский Институт рыбного хозяйства. Премудрости рыбной отрасли, которые были бесконечно далеки от сферы интересов молодого человека, Дониях кое-как освоил, но уже на последних курсах института заочно учился как скрипач в Саратовской консерватории, а в 1938 году стал студентом дирижерского факультета консерватории в Ленинграде. Диплом он получает в 1943-м, в эвакуации в Ташкенте. Уже на следующий год консерваторский коллектив возвращается в Ленинград, но Дониях останется в Узбекистане до конца 1940-х годов: работает с Государственным симфоническим оркестром Узбекской ССР, ведет спектакли в Русском театре оперы и балета в Ташкенте, в Театре им. Алишера Навои.

Ленинградская карьера дирижера будет связана с тремя коллективами: с Малым оперным театром (Михайловским), с Оркестром русских народных инструментов им. Андреева и с Театром музыкальной комедии.

В МАЛЕГОТе Дониях служит с 1950 года, с 1956-го – на посту главного дирижера. Его первой работой здесь станет «Травиата» с Сергеем Лемешевым: знаменитого тенора пригласили из столицы не только петь партию Альфреда, но и быть режиссером спектакля. За девять лет Дониях продирижирует десятками классических опер, представит множество советских премьер. Есть сведения, что уже после начала «оттепели» в 1956 году он пытался вернуть в репертуар и запрещенную «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, но потерпел неудачу.

Переехав из Ташкента в Ленинград, Дониях практически перестает работать как симфонический дирижер, а потому в Большом зале филармонии он почти не появляется. Два его выступления на этой сцене состоялись в 1953 году: с Заслуженным коллективом Дониях представил монографическую программу Чайковского и, как один из дирижеров, участвовал в вечере советской музыки, исполнив симфонию Пащенко.

Георгий Дониях в концерте 5 февраля 1953 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Из театра Георгий Анатольевич уходит не по своей воле. По слухам, причиной его увольнения стал донос на банальный адюльтер, на унизительном собрании его осудили за «недостойное поведение дирижера-коммуниста».

В 1958 году в сборном концерте в Большом зале филармонии Георгий Дониях появляется за пультом Оркестра народных инструментов имени Андреева. Со следующего 1959 года он станет его художественным руководителем и главным дирижером. Казалось бы, новое место работы не имеет ничего общего с прежней жизнью главного дирижера крупного театра. Но Дониях включился в незнакомую среду с энтузиазмом. Оркестранты старшего поколения до сих пор вспоминают «встряску», которую деятельный Георгий Анатольевич устроил коллективу. Неслучайно именно Русский оркестр им. Андреева был инициатором концертов, издания книги и выпуска документального фильма к 100-летию дирижера в 2014 году.

Андреевский оркестр на тот момент был в штате Ленинградского Радиокомитета, чрезвычайно много работал для радио, делая записи или играя в прямом эфире, с ним сотрудничали многие известные академические певцы, солисты Кировского (Мариинского) и Большого театров. Под управлением Донияха оркестр гастролирует по стране, а в марте 1963 года отмечает 75-летие со дня основания в Большом зале филармонии. После этого вечера фамилия дирижера в филармонических программках не появится.

В 1971–1975 годах Георгий Дониях работал в Театре музыкальной комедии, дирижировал классическими венскими опереттами и новыми советскими мюзиклами.

О. Р.


Концерты

  • 4 февраля 1953

    4-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Георгий Дониях

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 5 февраля 1953

    4-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Георгий Дониях, Николай Рабинович, Карл Элиасберг

    Пащенко. Симфония № 5. Мун Гён Ок. Героическая увертюра «К победе». Сорокин. Оратория «Александр Матросов»

  • 8 марта 1958

    (рукописная книга)

    Торжественное заседание и концерт

    (программа не указана)

  • 21 марта 1963

    (Пригласительный билет с составом оркестра, но без программы)

    Русский народный оркестр имени В. В. Андреева
    Художественный руководитель – Георгий Дониях

    (программа не указана)




Другие материалы

Владимир Кабатченко

Владимир Кабатченко

Актер 1904–1981
Надежда Ильина

Надежда Ильина

Меццо-сопрано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»