Персоны
Макс Купер
Биография
Купер Макс Альбертович – дирижер, хормейстер.
Карьера Макса Купера была гораздо скромнее творческих достижений его старшего брата
Эмиля Купера – первого директора и главного дирижера Петроградской филармонии. Макс Купер работал в различных театрах России, в том числе Петербурга и Москвы. В сезоне 1928/1929 был дирижером одной из старейших русских оперных трупп – Саратовского оперного театра, где 26 февраля 1929 года спектаклем «Садко» отметил 25-летие творческой деятельности. В 1936–1944 он занимает пост главного хормейстера Большого театра, а потом дирижирует в Донецком театре оперы и балета (тогда город назывался Сталино).
По воспоминаниям членов семьи, Эмиль Купер никогда не составлял протекции своим родственникам: в Большом зале филармонии Макс Купер дирижировал всего однажды в дневном концерте 15 февраля 1925 года, но случилось это уже после отъезда Эмиля Купера за границу.
В библиотеке филармонии хранится партитура с дарственной надписью председателю Месткома оркестра Николаю Михайлову, которого Макс Купер благодарит за совместную работу в 1924, 1925 и 1926 годах. Вероятно, за пульт оркестра он становился на выездных площадках. В архивах сохранилось свидетельство лишь одного такого выступления: 2 июня 1929 года Филармонический оркестр под управлением Макса Купера открывал летний сезон, концерт прошел в помещении Радиоузла Северо-Западной области. В чрезвычайно объемной программе были исполнены фрагменты из «Руслана и Людмилы», «Князя Холмского» и «Жизни за царя» Глинки (так вместо «Ивана Сусанина» обозначена опера в рукописной программе).
И. Р. Дарственная Макса Купера Н. В. Михайлову, 28 февраля 1926 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Концерты
-
15 февраля 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Макс КуперБерлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Лало. Дивертисмент. Сен-Санс. Симфоническая поэма «Фаэтон». Фрагменты из оперы «Самсон и Далила». Симфоническая поэма «Юность Геркулеса»