Персоны

Лео Сирота

1885–1965
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лео Сирота

Биография

Сирота Лео / Leo Sirota – пианист.

Лео Сироту, проявившего раннюю музыкальную одаренность, родители привезли из украинского городка Каменец-Подольский в Киевское музыкальное училище, которое он окончил в 1903 году. Затем пианист недолго учился в Петербургской консерватории, а в 1904-м (некоторые источники называют другую дату – 1907) с рекомендательным письмом от Александра Глазунова уехал в Вену на курс Ферруччо Бузони, в дуэте с которым и дебютировал на венской сцене.

Вскоре Сирота начал гастролировать по Европе, а в 1920-х приезжал в Москву и Ленинград. В 1928-м он получил предложение работать в Японии, где прожил 17 лет, с 1929-го по 1946 год. Сирота выступал, преподавал в Токийской консерватории и во многом способствовал становлению японской фортепианной школы, но, несмотря на все заслуги, оказавшись во время Второй мировой войны на территории противника, жил под домашним арестом.

В 1946-м Лео Сирота с женой переехал в США, преподавал в Музыкальном институте Сент-Луиса, концертировал, записывался на радио.

О жизни пианиста режиссер Фудзивара Томита снял документальный фильм «Семья Лео Сироты и XX век», премьера которого была показана в Киеве в 2008 году на фестивале «Кинолетопись».

В большом репертуаре пианиста немалое место занимала музыка современников. На двух сольных концертах, состоявшихся в ноябре 1925 года в Ленинградской филармонии, Сирота играл Скрябина, Прокофьева, Стравинского, а также любимых им романтиков – Шуберта, Шумана и Брамса, Листа и Чайковского.

Третий концерт он дал вместе с другим учеником Бузони – пианистом Эгоном Петри: дуэт исполнил сочинения для двух фортепиано Сен-Санса, Рахманинова и Моцарта, в том числе сонату ре мажор, которую когда-то молодой Лео Сирота играл в Вене вместе со своим великим учителем Ферруччо Бузони. Этот концерт не вызвал энтузиазма у критика Дмитрия Мазурова (печатался под псевдонимом ДЭМ и Д. М.), но на две сольные программы Лео Сироты он опубликовал восторженные рецензии.

И. Р.


Концерты

  • 10 ноября 1925

    Klavierabend
    Лео Сирота

    Шуберт. Соната для фортепиано № 16. Шуман. Симфонические этюды. Скрябин. Этюд. Прокофьев. Гавот. Марш из сюиты «Любовь к трём апельсинам». Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»

  • 15 ноября 1925

    Klavierabend
    Лео Сирота

    Чайковский. Большая соната для фортепиано. Брамс. Вариации на тему каприса № 24 Паганини. Шопен. Фантазия фа минор. Вальс № 12 фа минор. Этюд фа минор. Лист. «Воспоминания о Дон Жуане»

  • 24 ноября 1925

    Вечер музыки для двух фортепиано
    Эгон Петри
    Лео Сирота

    Моцарт. Соната для двух фортепиано. Моцарт–Бузони. Duettino concertante. Сен-Санс. Вариации на тему Бетховена. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2



«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 10 ноября 1925 в БЗФ 11 ноября 1925

«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 10 ноября 1925 в БЗФ 14 ноября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 15 ноября 1925 в БЗФ 16 ноября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 24 ноября 1925 в БЗФ 26 ноября 1925



Другие материалы

Владимир Флоров

Владимир Флоров

Фортепиано 1888–?
Ксения Держинская

Ксения Держинская

Сопрано 1889–1941

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»